Четверг, 18 июля 2024

Я — чатланин. А ты кто?

Пацак, скажи хоть раз правду, ку! Рассуждает Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости».

Думаю, большинство из нас когда-нибудь сталкивалось со следующей ситуацией: деньги со счета мобильника исчезают, даже если исходящих звонков не было и Интернет отключен. «Ваша банковская карта заблокирована. Для того, чтобы разблокировать, отправьте SMS...» или: «Вы выиграли автомобиль. Отправьте SMS с кодом подтверждения...». И мы завороженно жмем кнопки, а вместо нескольких копеек исчезают десятки, а то и сотни рублей.

Как защитить себя от непонятных списаний со счета, вирусов, отправляющих с нашего телефона платные SMS на короткие номера, от внезапного подключения каких-либо сервисов изображений, музыки, игр, прогноза погоды? Короче, от контент-услуг (КУ), которые вы не заказывали.

В мае этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 126 «О связи», которые должны помочь противостоять недобросовестному поведению сотовых операторов и сотрудничающих с ними контент-провайдеров. Во-первых, в документе появилось само понятие — «контент-услуги». До того они назывались дополнительными услугами и практически не регламентировались.

Например, раньше люди, сами того не зная, подписывались на какие-нибудь рассылки, просто потому что в них условием согласия являлось отсутствие отрицательного ответа. Теперь, как гласит закон, согласие абонента должно быть выражено «посредством совершения им действия, однозначно идентифицирующего абонента и позволяющего достоверно установить его волеизъявление на получение услуг». Применить такое правило на практике не так-то просто, потому что в законе по-прежнему не говорится о том, какое именно это должно быть действие. Но одно ясно — бездействие не будет трактоваться в пользу провайдера. 

Во-вторых, по заявлению потребителя сотовая компания обязана разделить счет на его телефонном номере на два. Один будет предназначен для оплаты переговоров, выхода в Интернет, отправки SMS, второй — только для оплаты контент-услуг. Таким образом, чтобы обезопасить себя от ненужных трат, достаточно открыть второй счет и не пополнять его. Даже если вы случайно, не разобравшись в условиях подключения к КУ, подписались, деньги не потеряете: услуга автоматически не будет активирована, так как не будет оплачена.

И еще. Отныне до получения согласия от клиента на заказ КУ сотовая компания обязана предоставить сведения о ней: проинформировать о тарифе, её кратком содержании; о лице, которое её предоставляет, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату контент-услуги. Иными словами, ответственность за качество услуги возложена на сотового оператора, поскольку именно он оказывает услуги связи.

Вала жалоб от потребителей на недобросовестные контент-услуги в управление Роспотребнадзора по Новгородской области нет. Два случая — в прошлом году, и в обоих оператор связи был наказан за некорректно оказываемые контент-услуги. Хотя это не означает, что проблемы не существует. По разным данным среди пострадавших от мобильных мошенников — миллионы российских абонентов.

Почему статистика так небогата? Прежде всего, люди не спешат вступать в споры с оператором из-за потери нескольких десятков рублей. Кто-то бережет свои время и нервы, кому-то — просто лень. Хотя есть исключения, когда абоненты идут на принцип. Большая часть конфликтов разрешается еще на стадии обращения к оператору. Обычно до предъявления официальных претензий доходит, когда речь идет о серьёзных финансовых потерях.

Если люди не находят понимания в офисе сотовой компании и требование потребителя заключается в возврате денежных средств за некачественные услуги, нужно обращаться в суд. Если речь идет только о нарушении порядка оказания услуг связи — например, о предоставлении неполной информации или полном её отсутствии, — в Роспотребнадзор. Кстати, его специалисты могут представлять интересы обратившихся в суде. Так что не спешите верить любому SMS, а если заподозрили неладное, смело требуйте детализацию расходов по номеру и отстаивайте свои права. Ку!