Четверг, 18 июля 2024

Искусство здоровья

состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на здоровье (Авиценна)

Случайно в одной из социальных сетей (ну да, конечно, «ВКонтакте», чего уж тут) увидела необычное фото — футбольная команда, а в руках одного из игроков — плакат с емким словом «врач». Захотелось узнать больше о враче-футболисте. Написала. И он ответил.

О том — почему?
Спартак Турмаханов, преподаватель кафедры госпитальной хирургии ИМО НовГУ, хирург областной клинической больницы оказался легким в общении человеком. Правда, переписка наша затянулась на целый месяц — то у него весь день занят, то у меня времени в обрез. А поговорить хотелось о важном. Может быть, даже о главном.

Влекомые техническим прогрессом, мы ушли от патерналистической модели взаимоотношений между врачом и пациентом. Врач для нас априори перестал быть тем, кто дарит надежду и кому можно безоговорочно доверять. Постепенно он превратился в того, кто «оказывает услуги», а мы, ничтоже сумняшеся, контролируем и перепроверяем его выводы, назначения и рекомендации. Изменит ли статус-кво Этический кодекс врача, над которым сейчас работает медицинское сообщество? Нужен ли Этический кодекс пациента, возможность (и необходимость!) создания которого обсуждается общественностью? Множество вопросов составляют для меня базу того главного, о чем хотелось поговорить с доктором Турмахановым…

Разговор состоялся. В итоге я решила убрать из своих записей все вопросы. И получился монолог из нескольких глав.

О выборе
— Стать доктором я хотел с восьми лет, когда серьезно заболела моя мама. В 12 прочел книгу про Абу-Али ибн Сину (Авиценну), средневекового персидского ученого, философа, врача. Я был очень впечатлен этой личностью, и желание стало уже вполне серьезным. После школы поступил на лечебный факультет Алма-Атинского Государственного медицинского института.

Еще на четвертом  курсе начал ходить на дежурства в больницу «Скорой помощи», на ее базе позже проходил клиническую ординатуру и хирургическую практику. В это же время занялся научно-экспериментальной работой под руководством профессора Геннадия Андреева, во многом определившего мою судьбу. По его приглашению в 1998 году и приехал в Великий Новгород.

О вредных привычках
— Должен ли врач быть примером для своих пациентов? Я думаю, да. Трудно быть убедительным курящему врачу в разговоре с пациентом о вреде табака. А ведь курение провоцирует многие болезни, не освободившись от никотиновой зависимости, нельзя рассчитывать на улучшение состояния.

Если пациент верит врачу, это не изменит отношение пациента к словам доктора. Но в случаях, когда есть элемент недоверия, настороженность, конечно, появляется, и рекомендации могут быть восприняты поверхностно от врача, который, к примеру, курит. В целом, у врача, ведущего здоровый образ жизни, больше шансов на более длительной дистанции, если можно так выразиться, вызывать доверие у пациентов своим здоровым видом. Быть моделью поведения для тех, кто вверяет тебе свою жизнь.

В общем, помнить о том, что с возрастом все излишества проступают на челе, необходимо каждому. Признаюсь, мне очень повезло в жизни: я не курю, и для этого мне не пришлось преодолевать себя. Однажды попробовал — не понравилось, а повторных попыток, к счастью, не предпринимал. 

Искусство здоровьяО пациентах
— Пациенты... Есть те, кто пострадал от травм — от этого, к сожалению, никто не застрахован. Есть онкологические заболевания — от этого тоже страховки ни у кого нет. Есть болезни, которые случаются вне зависимости от того, ведешь ты здоровый образ жизни или нет. Но есть болезни, которые человек буквально «навязывает» себе. Например,  алкогольный панкреатит — высокая летальность, страшные мучения, беспрерывная боль, высокая инвалидизация, и все это, по большей части, в молодом возрасте. Но самое до сих пор для меня непостижимое — это то, что после всех этих мучений человек благополучно выписывается, получив полный запрет на алкоголь, и через неделю поступает снова, корчась от болей… Это не поддается никакому объяснению.

Недавно на приеме был пациент, решивший удалять грыжу. Человек, весящий 130 кг, с трудом ходящий и дышащий. Значительное время ушло на объяснение, что лечение — это не просто техническое удаление грыжи, а большая работа и с его стороны тоже. Необходимо незамедлительно начать снижать вес, так как существует реальная опасность для жизни…

К сожалению, в редких случаях пациенты связывают свои болезни с избыточным весом и в ответ на увещевания врачей даже возмущаются. Женщины — в особенности. А ведь с этим зачастую сопряжен результат всего лечения. Пациентов, что надсадно кашляют после 30—40 лет курения, едва ходят из-за ожирения или мучаются от острого панкреатита, безусловно, жаль. Но, раз от разу сталкиваясь с их нежеланием принимать твои доводы, искренние убеждения, начинаешь понимать, что мало дать людям знания. Должна быть личная потребность с их стороны в здоровье, должно родиться желание потрудиться для самого себя.

«Ваше дело — лечить, а не воспитывать…» — вот распространенная позиция пациентов. Человек выбирает сам свой путь в жизни. Кому-то удобно кушать для удовольствия, а не для жизни, полнеть и не комплексовать, потом страдать из-за этого. Кому-то в радость курение и алкоголь, хотя еще ни для кого они не становились безобидными друзьями.

В человеке сильна установка «Со мной этого не произойдет. С кем-то, но не со мной». Но когда «это» происходит, предпринимать что-то бывает поздно.

О спорте и здоровье
Спорт — неотъемлемая часть моей жизни. «К счастью, в то время, когда я начинал играть в дворовый футбол, в пять-шесть лет, не было ни Интернета, ни разных гаджетов. Со второго класса занимался борьбой, просто потому что мальчик должен заниматься спортом, по-другому не было принято. Школьные каникулы всегда были заполнены турнирами по футболу, волейболу. Футбол сопровождал меня и в институте, а когда начались дежурства в больнице, остался на выходные и тотально — на лето.

Перед отъездом в Новгород с друзьями организовал чемпионат Алма-Аты по футболу среди медицинских учреждений города. Страсти кипели нешуточные. Это был мой прощальный привет Алма-Ате. Но не футболу. В Новгороде, когда освоился, создал команду из врачей и студентов ИМО НовГУ им. Ярослава Мудрого по мини-футболу.

Почему рассказываю о футболе? По роду профессии я сталкиваюсь с последствиями того, как сегодня живут многие люди: не имеют необходимой физической нагрузки, не умеют справляться со стрессами и, главное, не считают нужным заботиться о себе. Спорт, физкультура — это то, что помогает не расслабляться, соблюдать жизненно важный баланс. Спортивные болельщики поймут: бурление эмоций во время матча любимой команды — это отличный способ релаксации, снятия напряжения. Еще Авиценна, который был основоположником оздоровительной физкультуры, говорил, что физические упражнения и режим помогут человеку обходиться без болезней и лекарств.

Вместо эпилога
— Мечтаю, что когда-нибудь заниматься физкультурой будет модно, а курить — совсем нет. Очень важно, чтобы у всех была возможность посещать спортивные площадки и клубы и чтобы бассейнов, велосипедных дорожек и парков становилось больше. А главное, чтобы родители понимали, что только своим примером они могут воспитать у детей любовь к здоровому образу жизни и что именно это — важное условие успеха и счастья. И пусть мои слова прозвучат пафосно — я не против, поскольку каждый день вижу последствия обратного поведения.

Юлия ВИШНЕВА