Четверг, 18 июля 2024

Оттенки радости

Великому Новгороду нужны не только новые детсады, но и новые школы

Пять первых классов в школе — хорошо или плохо?

В редакцию пришли родители учащихся средней школы № 31 Великого Новгорода. Мамы рассказали, что в этом году в учебном заведении открыли пять первых классов!

Поскольку в отдельной пристройке, которую занимает начальное звено школы, не хватает площадей для новых классов, малышам отдали крыло здания основной школы — кабинеты, в которых некогда занимались старшеклассники, но которые долгое время не использовались. Как сказали женщины, их глазам предстали обшарпанные полы, стены, рамы, которые того и гляди вывалятся, давно отслужившие своё парты и наспех собранные стулья. И далеко не все соответствовали росту малышей.

«Мы понимаем, что финансовые возможности школы ограничены. Но если нельзя создать нормальные условия для учебы, может, и не стоит открывать так много классов! Да, в нашем микрорайоне другой школы нет, но имеющееся здание — не резиновое. Нужно строить новое учебное заведение, а не уплотнять, втискивать, приспосабливать…», – заявили родительницы.

Работа на своей территории
Школа № 31, что в конце Псковской, — действительно, единственное общеобразовательное учреждение на большой да к тому же застраивающийся микрорайон. В прошлом году здесь набрали четыре первых класса. Последние несколько лет было три.

— Отказать детям, что проживают на закрепленной за нашим учреждением территории обслуживания, мы не можем, — объясняет директор школы Вера ИВАНОВА. — То, что нам придется открывать дополнительный первый класс, поняли уже летом: родители, желающие определить детей к нам, продолжали идти. Не скрою, были трудности с поиском нового учителя начальной школы — в городе не хватает педагогов. Но все же приняли специалиста с опытом работы.

По поводу оснащения давно пустовавших классов Вера Николаевна пояснила: внешний вид, освещение, отопление, парты, стулья — в рабочем состоянии. Но если родители хотят обновить интерьер за свои средства, они вправе это сделать…

Заходим в ту самую рекреацию основного здания, что предназначена для младшего звена: стены окрашены, половицы — старые, скрипучие, но не прогибаются. В трех кабинетах, где занимаются малыши, в окнах установлены стеклопакеты (окна меняли за счет родителей), освещение хорошее. Да, парты разномастные, но довольно прочные.

— Признаюсь: с мебелью все же есть проблемы, — комментирует Иванова. — Медики соотнесли высоту столов с ростом детей и сделали заключение: нужно купить 60 новых парт с регулируемой высотой. На это требуется около 100 тысяч рублей, которых у школы нет. Но постепенно будем приобретать и устанавливать.

Вера Николаевна согласна с мнением женщин по поводу необходимости строительства новых школ. Но когда это будет и будет ли вообще, неизвестно, а детям нужно учиться здесь и сейчас:

— У нас есть в запасе свободный учебный кабинет. Если потребуется, мы сможем и шестой первый класс набрать. Но не более. Наши материально-технические возможности на пределе. Но в будущем в случае увеличения численности учащихся придется вводить вторую смену.

В идеале Новгороду нужны три новых общеобразовательных учреждения. В настоящее время обсуждается возможность строительства только одного на 700—800 человек — в районе улицы Державина, недалеко от 13-й школы. Но пока нет ни проекта, ни строки в бюджете на его разработку

Исключение становится правилом
Более трех первых классов набрали нынче не только в школе на Псковской, но в гимназии «Исток» и школе № 13. И во вторую смену новгородские школьники уже учатся.

По словам директора «Истока» Ирины ИЕВЛЕВОЙ, учреждение четыре года подряд открывает по пять первых классов. Начальная школа располагается в отдельном здании, где площадь, согласно нормам, рассчитана как раз на такое количество учащихся. Если еще больше детей принять, им однозначно придется учиться во второй половине дня.

— На самом деле закон разрешает отказать ребенку, проживающему, в том числе, и на территории обслуживания школы, в случае отсутствия мест, — объясняет Ирина Евгеньевна. — Наша гимназия находится в конце Большой Санкт-Петербургской улицы. До ближайшей гимназии — «Эврика» — несколько автобусных остановок. И если учащиеся среднего и старшего звена могут самостоятельно добираться до образовательных учреждений в других районах города, то малышам, конечно, нужно ходить в школу, расположенную недалеко от дома. Поэтому и не отказываем никому. Однако перспектива учебы вечером не радует: во второй половине дня для младших школьников у нас действует продленка, к тому же идет кружковая работа. А это значит, что основные занятия должны проходить до обеда.

Но более других городских учреждений «прелести» переполненности и второй смены уже много лет испытывает самая большая школа Новгорода № 13. Здесь учатся 1350 ребят. Во всех параллелях с 1 по 9-й по пять классов! В старшем звене по три. Вечерами учатся 325 учащихся 2—4 классов.

— Если другие школы только сейчас начинают испытывать сложности из-за переполненности, то для нас вторая смена — данность. У родителей, которые определяют к нам детей, нет выбора: начальное звено учится после обеда, — констатирует руководитель школы Галина ЗЕМСКОВА. — Какой выход из ситуации? Однозначно, строительство нового общеобразовательного учреждения. Торговая часть города прирастает жилыми кварталами. Вот сейчас «Ивушки» возводятся. Я беседовала с руководством фирмы-застройщика. Мне сказали, что года через два, может быть, там будет новое учебное заведение. А может, и не будет…

По словам Земсковой, она как директор школы постоянно ставит вопрос переполненности перед городским комитетом образования. Но решения нет.

Образовательный комплекс
В мэрии утверждают, что положение дел пока не критичное. На расчетную заполняемость большинство школ вышли лишь в последние годы — до того были свободные площади. Но то, что проблема, если ею не заняться, будет разрастаться, чиновники признают.

— В этом учебном году более 2500 первоклашек сели за парты. Мы составили прогноз по приросту учащихся до 2018 года, отталкиваясь от количества будущих выпускников детских садов, — линия на графике идет вверх, — говорит первый заместитель председателя комитета образования администрации Великого Новгорода Марина ВОРОБЬЕВА. — Мы понимаем, что новые места нужны не только в детсадах, но и в школах тоже. Второй смены быть не должно. Знаю, некоторые родители скажут: сами когда-то учились вечерами, и ничего. Но сейчас другие требования. Государственный образовательный стандарт предписывает школам проводить внеурочную деятельность с учащимися во второй половине дня, что исключает основное обучение после обеда.

Мэрия ищет возможные варианты решения вопроса. Так, например, уже ведется реконструкция под учебные классы части площадей Дворца детского творчества им. Лени Голикова. Вновь образованные кабинеты — предположительно в 2015/2016 учебном году — передадут средней школе № 2.

Строительство школы — тоже в планах. Как сказала Воробьева, в идеале городу нужно три новых общеобразовательных учреждения. Но в настоящее время обсуждается возможность строительства одного на 700—800 человек — в районе улицы Державина, недалеко от 13-й школы.

Правда, как выяснилось, пока нет ни проекта, ни даже строки в бюджете на его разработку. В региональном департаменте образования и молодежной политики ждут, что мэрия более активно возьмется за проработку планов по строительству.

По мнению руководителя департамента Анатолия ОСИПОВА, если уж строить, то комплекс из школы, детского сада и центра творческого развития. По подсчетам экспертов, строительство потребует не менее 700—800 миллионов рублей. И самостоятельно, без федерального участия, региону такой проект не потянуть.

Как заверяют в департаменте, область может рассчитывать на финансирование из госказны. Но для того, чтобы обсуждать эту тему в Москве предметно, необходима проектно-сметная документация, с подготовкой которой город как раз и не спешит.

Вместо послесловия
По статистике, в настоящее время во вторую смену ведется обучение в трех муниципалитетах региона: Великом Новгороде, Боровичском и Маловишерском районах. В Боровичах 17% от общего количества школьников занимаются в вечернее время, в Малой Вишере — 6% и в областном центре — 2%. Среднеобластной показатель — 3%.

В процентном соотношении, кажется, немного, но даже этих 3% быть не должно. И родители первоклассников школы № 31 по сути правы: решать проблему нужно не за счет увеличения количества детей в классах или самих классов, для которых учреждения зачастую не могут создать нужные условия. Нужно строить новые школы. По-другому ликвидировать вторую смену не удастся.

Владимир Богданов (фото)