Четверг, 18 июля 2024

Указка для УК

Лицензирование в сфере ЖКХ порождает слухи и сомнения. Так считает Роман ЗОЛИН, эксперт общественной организации «Совет горожан».

Очередные изменения в Жилищный кодекс РФ, связанные с введением обязательного лицензирования управляющих организаций, сейчас обсуждаются широко. На прошлой неделе прошел брифинг руководителя департамента ЖКХ и ТЭК Ирины Николаевой и начальника управления Государственной жилищной инспекции Новгородской области Евгения Новожилова, но полной ясности нет и после него. Что имеем на сегодняшний день? Массу непонятных, настораживающих моментов.

Федеральный закон принят, но он, боюсь, не решит той задачи, которую ставил, — прогнать с рынка недобросовестные управляющие компании. Законодатели хотят видеть управляющие организации абсолютно безгрешными, почти идеальными, чего вряд ли когда-либо можно будет добиться. ЖКХ — не конвейер с заданными компьютером манипуляциями, тут многое зависит от человеческого фактора.

Настораживает, что нарушения, ведущие к лишению лицензии, никак не ранжируются. Получается, если организация по основным экономическим показателям вполне успешная и добросовестная, но по каким-то причинам работающая в ее штате уборщица дважды не вытерла пыль или не вымыла пол в подъезде, имеются все основания, чтобы лишить фирму лицензии на три года, а должностное лицо — занести в «черный список». Это, конечно, гипербола, и, я думаю, подобное возможно только в теории. Но закон это в принципе допускает.

Новая коммунальная политика вообще может привести к серьезному ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.  Сейчас среди сотрудников управляющих организаций популярно мнение, что в региональном правительстве уже составлены списки компаний, которые получат лицензии. Это, скорее всего, слухи, основанные на непонимании самой процедуры лицензирования, но они имеют место быть и идут от людей, знающих сферу ЖКХ не понаслышке. Власть зачастую не так уж и нейтральна к управляющим компаниям, и у некоторых чиновников на разных уровнях к этому бизнесу имеется весьма конкретный интерес. 

Новые изменения в Жилищный кодекс ещё больше закрепляют неравенство в правах и обязанностях между УК и ТСЖ. Последним лицензия для управления своим многоквартирным домом почему-то не нужна. На мой взгляд, законодатель таким образом пытается мотивировать собственников жилья объединяться в товарищества, а не выбирать управляющую компанию в качестве способа управления МКД. На это направлено и ограничение прав жильцов многоквартирных домов переходить на непосредственное управление, если в доме больше 16 квартир.

Бум создания новых ТСЖ на такой почве, как мне кажется, вряд ли произойдет. Для организации товарищества необходимы управленцы, способные эффективно руководить, разбираться в юридических вопросах, вести бухгалтерский учет, нести ответственность за порядок и чистоту в доме, правильно строить отношения с поставщиками услуг, отвечать по долгам жильцов. Даже если в доме найдутся люди соответствующей квалификации, это вовсе не значит, что они согласятся работать в ТСЖ. Поэтому собственникам жилья придется либо постоянно менять управляющие компании, либо выбирать организацию со «связями» во власти, позволяющими ей избегать лишения лицензии в случае даже серьезных нарушений.

Закон о лицензировании управляющих организаций был принят все же недостаточно продуманным. Снова будут экспериментировать на собственниках жилых помещений и организациях, вносить поправки, отрабатывать ситуацию назад. Неприятные качели.

И последнее, что могло бы быть и первым.

Безусловно, цена получения лицензии в ЖКХ автоматически будет перенесена на конечную стоимость коммунальных услуг для частных потребителей, в том числе туда будут зашиты, так сказать, непрофильные расходы на получение этой самой лицензии. Само же качество предоставляемых УК услуг от этого лучше не станет. А возможность смены управляющей компании предусмотрена и сейчас — без всякого лицензирования.