Четверг, 18 июля 2024

Лесное братство

В Захарьинской школе любовь к родной природе не показной бренд, а подлинное чувство

21 сентября — День работников лесного хозяйства

В третье воскресенье сентября в стране отмечают свой праздник люди, пожалуй, самой благородной профессии — те, кто служит лесу, сохраняет и приумножает зелёные массивы.

Сказано красиво и, возможно, немного дежурно. Узнать, из чего собственно складываются будни работников леса, я и отправилась в небольшую командировку в Новгородское лесничество, на попечении которого находятся 143 тыс. гектаров насаждений.

Лес и бумажная работа
Начальник Новгородского лесничества Сергей КУЛАКОВ начинает разговор со мной немного грустно. За последние пятнадцать лет лесное ведомство пережило несколько реформ. Одним из результатов стало уменьшение в разы количества работников лесничеств.

— В конце 90-х годов в нашем лесхозе трудилось 170 человек. А сейчас под моим управлением насчитывается всего 25 человек. На всё лесничество — шесть лесничих и шесть их помощников. При этом объём работы у них не сократился: выявляют нарушителей, смотрят за состоянием леса, убирают сухостой, занимаются лесовосстановительными посадками, следят за вырубками. И пишут, и пишут отчёты. Нашу ведь работу перепроверяет прокуратура. А это нервы. Случайных людей у нас нет, остаются те, кто по настоящему увлечён лесом, — сказал он.

Кто чаще всего становится злоумышленником для новгородских лесов? Это и «чёрные лесорубы», чаще всего ими становятся сельское население в поисках заработка, и бабушки-ягодницы, отправившееся в лес, когда введён запрет на их посещение, и солидные компании. Например, на «Ильменские электрические сети», забывшие очистить территорию под своими линиями электропередачи от кустовой растительности, заведено несколько административных дел.

Порядок во вверенных Кулакову массивах поддерживается и профилактикой, проводят её, как выразился он, «по-человечески». Информационные щиты, а также масса листовок, которыми нынче летом были увешаны в области тысячи деревьев, с предупреждением под угрозой штрафа не входить в лес, всё же сыграли свою положительную роль. 

— Мы выпустили примерно 500 объявлений. Собирали также сходы граждан, объясняли, что нельзя идти в лес. Стояла жара, поэтому подобная мера была необходимой. И нарушений практически не было, — пояснил он.

О том, что такое бумажное оповещение оказалось не бесполезным, отчасти свидетельствует и отсутствие крупных пожаров в районе. Были два незначительных торфяных, но с ними управились лесничие быстро — в деревне Вяжищи и посёлке Тёсовском. Скорее всего, предполагают они, их причиной стала человеческая неосторожность, а не исключено, что и злонамеренность, поскольку на тот момент времени пора ягод и грибов ещё не наступила.

Лес и ПХС-3
Для тушения лесных пожаров у новгородских лесничих имеется и своя собственная техника. За помощью к МЧС и пожарным стараются не прибегать, подключаются спасатели и огнеборцы в том случае, если пламя начинает подбираться к жилым постройкам.

Гордость, которую в лесничестве не скрывают, испытывают за ПХС-3. Мне, естественно, тоже не очень-то ясна аббревиатура. Прошу расшифровать. «Пожарно-техническая станция третьего класса», т.е. станция оснащена по самому высшему разряду. В её арсенале — очень тяжёлая техника, бульдозеры, грузовые машины, передвижная насосная станция, гусеничный транспортёр, тракторы с плугами. Последние, кстати, необходимы для того, чтобы делать минерализованные полосы, не допускающие распространения так называемого «беглого низового пожара». Приятно удивляет, что станция по-армейски имеет образцово-показательный вид. Строгий, прямоугольной формы пруд облюбован ручными дикими утками. Экскурсию по гаражам станции и по её территории проводит директор Новгородского лесхоза Владимир ЗАЗУЛИН:

— База была открыта три года назад, на её оснащение и ремонт было израсходовано 40 млн. рублей. Выезжаем тушить крупные пожары в близлежащие закреплённые за станцией районы. Последний раз отправлялись в Солецкий, два дня там боролись с огнём.

— И воду тоже с собой брали? — спрашиваю я его, думая, что вопрос окажется шутливым. Но Владимир Зазулин ответил серьёзно.

— Воду набирали из своего водоёма. Уже несколько лет продвигаю идею о карте, где были бы отмечены навигационными точками все пожарные водоёмы, имеющиеся на территории региона. Потому что рациональнее брать воду оттуда, где она ближе находится к пожару. Тогда налегке наши машины будут добираться быстрее, да и расходы на ГСМ сократим. 

Лесное братствоЛес и лесничий
В диалоге собеседники всё время поправляли меня — не следует называть лесничих лесниками. Неправильно это. Термин «лесник» из номенклатуры работников лесной службы уже давно выбыл. Грустно это или нет? Сами лесничие отвечают, мол, что ж поделать, прежняя система оставлена в прошлом.  

Инспектор Мясноборского участкового лесничества Андрей БУНИН, за плечами которого — больше 15 лет работы в отрасли, признался: после окончания Лисинского лесного техникума начинал не с лесника, а сразу с мастера лесного хозяйства, с должности небольшого руководителя.

Вместе с ним и его молодой помощницей Катей  я отправляюсь в школу в Захарьино, где в 2011 году при его участии было организовано школьное лесничество для детей. Говорят, что в регионе больше таких нет. А идею о нём подала его супруга Ольга Геннадьевна — учительница этой же школы. 

В пути он заодно осматривает свои владения. Одна из его нынешних обязанностей — следить, как сейчас ведётся вырубка леса на строительстве высокоскоростной трассы М-11. Без нарушений не обходится.

— Помимо этого необходимо провести инвентаризацию посадок. На моём участке — 25 тыс. гектаров леса. А нас всего-то два человека, — показал он на себя и Катю. — Участковым лесничествам надо дать автономию, чтобы там работало как минимум шесть человек. И только им разрешалось бы отводить делянки и проводить посадки. Это будет разумнее.

Пожаловался Бунин и на маленькую зарплату. Чтобы содержать семью, завёл небольшое личное хозяйство. Пока выручает. Но ответить, почему он всё-таки не желает расставаться с лесом, так и не смог. «Заболел я лесом примерно с семи лет, когда впервые отец, который тоже был лесником, взял меня с собой на охоту. Здесь душевно. Хотя иногда прихожу с работы и говорю: всё надоело, увольняюсь», — с улыбкой сообщил Андрей Михайлович.

И тем не менее, Андрей Бунин в своей нарядной зелёной форме будет обязательно говорить школьникам на лекциях, что романтичней профессии, чем лесничий, нет. 

Поинтересовалась я и у Кати, почему ей захотелось связать свою жизнь с лесом. А девушка мне просто сказала: «Но не в юристы же идти». При этом в руках сжимала какой-то важный документ с печатью.

Лес и школа
Школьное лесничество — конечно, звучит слишком громко. Какого-то специального участка, выделенного в лесу в распоряжение детей, нет. Как пояснила Ольга Геннадьевна, нужно получить массу разрешений для того, чтобы вывозить туда детей. При этом обязательна их вакцинация от клещевого энцефалита. Поэтому пока опытно-экспериментальная работа проходит в школьном парке.

— На занятия приглашаются все ученики. Организуются конкурсы рисунков, поделок.  С одной стороны — дети заняты делом, а с другой — они должны понимать, что к лесу надо относиться бережно. Идея о проведении уроков возникла после того, как стало известно, что наши дети поджигали весной траву. Надо было объяснить понятно и доступно, что так делать нельзя,  рассказала Ольга БУНИНА.

Самое большое достижение юных защитников леса из Захарьина — участие в проведении прошлогоднего Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост». А педагоги и  лесничие рассчитывают, что лес для их воспитанников — это не только поход по грибы и что его богатством они распорядятся с умом. В недалёком будущем администрация школы надеется получить для своего лесничества имя Олега Вереникина, долгое время возглавлявшего областной комитет лесного хозяйства и трагически погибшего в мае этого года.

Новгородский район

Фото из архива
Захарьинской
общеобразовательной школы,
из группы «ВКонтакте»
«Новгородский лесхоз»