Четверг, 18 июля 2024

Двоечник не нужен никому

Есть мнение, что у молодёжи нет желания учиться, а у преподавателей — учить

Ответственен ли педагог за неуспеваемость своих учеников?

Эксперты образования и родители дебатируют по поводу качества школьного обучения. Должен ли предметник дополнительно заниматься с детьми, которые на уроках не усваивают материал?

Имеет ли право учитель отказать старшеклассникам в помощи при подготовке к государственным итоговым испытаниям (ГИА в девятых классах) и ЕГЭ? Как педагоги совершенствуют методики преподавания? Свое мнение по этим вопросам высказал ректор Новгородского института развития образования (НИРО) Владимир АВЕРКИН.

— На августовском областном педагогическом форуме была поднята тема неуспеваемости школяров. Вроде как средние баллы ЕГЭ у нас выше среднероссийских, но по ряду предметов многие едва до четверки дотягивают. Невольно задаешься вопросом: чему и как их учат?

— Ну отсебятину, конечно, учителя не несут на занятиях. Руководствуются утвержденными программами, используют одобренные Минобром России учебники и пособия. Другой вопрос, насколько мотивированы на образовательную деятельность дети и их наставники. Сегодня мало уже просто выдать сухой книжный текст, нужно увлечь ребят темой, ведь нынешние школьники, если им не интересно, слушать не станут, а учебник дома сами прочтут.

Ежегодно после проведения итоговых испытаний результаты анализируются и на местах, и на региональном уровне. Всех предметников, у которых кто-то из учащихся не дотянул до тройки, на заметку, так сказать, берут: выясняются возможные причины провала выпускников на экзаменах.

— И какие причины называют?

— Отсутствие у детей интереса к образованию и потребности учиться. Неумение педагога правильно организовать работу в классе, контролировать дисциплину, безразличное отношение к прогулам ребят. Ну и, к сожалению, имеет место незнание предметниками своих дисциплин, методик преподавания.

Нужно ли наказывать, например, лишать премий, специалистов, учащиеся которых не успевают? Однозначно — нет, если из всего класса только один ребенок завалил экзамен. А вот если минимальный порог по баллам ГИА или ЕГЭ не преодолели 20–30 процентов детей, нужно детально разбираться в ситуации, поскольку ясно, что в таком количестве двоек виноват только учитель. Ну и принимать меры, конечно.

— Среди причин неуспеваемости, перечисленных вами, нет той, что на педагогическом форуме назвала руководитель образовательной отрасли Великого Новгорода Светлана Матвеева. Она считает, не очень высокие результаты школьников по ГИА и ЕГЭ оттого, что на курсах повышения квалификации предметников не тому обучают. Это камень в ваш огород…

— Да, такое заявление было сделано на форуме. Светлана Борисовна предложила как вариант областные бюджетные средства, которые сейчас перечисляются в наш институт для выполнения госзаказа по повышению квалификации педагогов региона и обучению новым методикам, направлять непосредственно в школы, чтобы учителя сами могли выбирать, где повышать профессиональный уровень. Предложенная модель широко применяется в США, в Европе. Но в нашей стране она работает плохо.

За рубежом, если старшеклассник заявляет, что хочет в будущем быть учителем, за ним на протяжении длительного времени наблюдают, курируют  психологи, конфликтологи, чтобы понять, подходит ли он для педагогической деятельности. И если выясняется, что невыдержан, слабо успевает по предметам, неусидчив, необязателен, имеет вредные пристрастия, ему не разрешают поступать на педагогические направления. То есть там идет очень жесткий отбор претендентов на преподавательское звание, и право учить получают лучшие. Поэтому в странах Запада деньги на повышение квалификации без опаски передают непосредственно педагогам.

В России же в педагогический вуз идут кто угодно, в том числе выпускники, заранее знающие, что преподавателями работать не станут или не хотят. Идут за дипломом…

— Ну вы совсем мрачную картину нарисовали! Как мне кажется, большинство учителей стремятся максимум знаний детям передавать. И им вполне можно доверять. Согласитесь, персонифицированная модель дает возможность повышать квалификацию не только в своем регионе?

Если минимальный порог по баллам ГИА или ЕГЭ не преодолели 20–30 процентов детей, нужно детально разбираться в ситуации и принимать меры, поскольку ясно, что в таком количестве двоек виноват только учитель

— Конечно, у педагогов есть право пройти курсы, скажем, в Санкт-Петербурге или Москве. Но стоимость обучения там значительно выше той суммы, что выделят новгородским учителям. В России нет единого тарифа на оплату услуг по повышению квалификации специалистов образовательной сферы. Каждый регион этот вопрос решает исходя из бюджетных возможностей. В Новгородской области в 2014 году норматив на одного слушателя — 3 697 рублей. Скажу, что не то что в Питере, но и в Пскове за курсы просят больше денег. Конечно, педагог может сам за себя доплатить, или это сделает школа.

Но из практики могу сказать, что не много находится желающих тратить личные сбережения на повышение квалификации. Да и неправильно это — предлагать людям платить за новые знания, необходимые для основной работы. Поэтому региональная власть, верно рассудив, что педагогам вне зависимости от суммы денег, причитающихся на каждого из них, необходимы регулярная помощь, консультации, курсы, семинары, ежегодно делает заказ на обучение учителей, воспитателей, руководителей школ и садов. И выполнять этот заказ, согласно законодательству, могут только государственные учреждения, имеющие лицензированные программы обучения. В нашей области таких организаций пока две — НИРО и НовГУ.

— Но, возможно, говоря на форуме о курсах, представитель мэрии имела в виду не столько более широкий выбор институтов, ведущих переподготовку учителей, сколько стандартные подходы, которые применяют методисты НИРО, когда проводят обучение?

— Мы постоянно перерабатываем учебные планы, корректируем программы с учетом произошедших изменений и требований. Что касается индивидуального подхода к слушателям, с этого мы начинаем работу с учителями. Ежегодно до 1 сентября все муниципалитеты присылают в институт списки педагогов, которым предстоит повысить квалификацию. И исходя из задач, которые ставит перед конкретным предметником директор школы, о чем просит сам учитель, а наши методисты беседуют с ними задолго до начала курсов, мы разрабатываем персональную программу. Сейчас все наши обучающие блоки включают темы по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Начинаем мы с анализа результатов последней выпускной кампании, обсуждаем задания тестов, которые вызвали затруднения у многих школьников. В обязательном порядке затрагиваем изменения в КИМ и порядке проведения экзаменов, которые вводятся или планируются. К тому же НИРО не первый год уже предлагает учебным заведениям отдельные курсы и консультации по ГИА и ЕГЭ, причем не только для педагогов, но и для детей. К сожалению, возможность дополнительно проработать подготовку к итоговым испытаниям используют не многие школы.

— Но если созданы все условия для повышения мастерства предметников, откуда так много посредственных результатов на экзаменах? Ну нельзя же до бесконечности всё валить на нежелание старшеклассников учиться?!

Двоечник не нужен никому— Курсы повышения квалификации — это лишь инструмент, с помощью которого педагог может поднять преподавательскую планку. Ну не бывает так, чтобы отучился две недели специалист, прослушав теорию и немного поупражнявшись на конкретных задачах, а потом вернулся назад в свой класс и стал сразу отличником производства! Нужно хотеть улучшить результат. Не отмахиваться от двоечников, а помогать им. А вот этого-то и не происходит. Несколько лет назад после ЕГЭ мы собрали у себя в институте всех учителей области, подопечные которых завалили экзамены, и честно спросили: «Знаете, как нужно работать с отстающими? Можете это сделать?». В один голос ответили, что знают. Но не хотят, потому что им нужна дополнительная мотивация для занятий с оболтусами, потому что в этом не заинтересованы руководители школ и районные чиновники…

Новгородский институт развития образования готов идти навстречу педагогам, менять обучающие циклы по потребности практиков. Но результат будет, только если на местах станут предпринимать меры.

— Какие именно?

— Начался учебный год. Сейчас самое время опросить ребят, экзамены по каким предметам они планируют сдавать; узнать у предметников, каковы шансы детей успешно пройти тестирование. Вычислить потенциальных двоечников несложно, тем более что не так уж и много их. И проводить для них дополнительные занятия по подготовке к ГИА или ЕГЭ. Да, это потребует некоторого финансирования, но небольшого. Возможно, родители учащихся согласятся оплатить уроки. Это самый простой вариант подтянуть ребят и подготовить к итоговым испытаниям. Но ни один муниципалитет этого не делает…

Владимир МАЛЫГИН (фото)