Четверг, 18 июля 2024

От урокодателя к наставнику

Глава комитета образования Светлана Матвеева — о переменах больших и не очень

Накануне Дня учителя мы встретились с председателем комитета образования администрации Великого Новгорода Светланой МАТВЕЕВОЙ.

«В педагогической отрасли постоянно что-то меняется. По большей части перемены эти на пользу и детям, и нам — учителям и воспитателям. Однако разобраться в калейдоскопе новшеств не просто даже специалистам. Поэтому педагоги должны обо всем происходящем очень доходчиво разъяснять родителям. Только в этом случае появится взаимопонимание…» — начала разговор Светлана Борисовна.

— Перемен в образовательной отрасли действительно немало. И вы правы: нам — родителям, многое непонятно. Ну, например, какой был смысл переходить всем учебным заведениям на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Что он изменил?

— В этом учебном году у нас уже седьмые классы начали обучение по новому ФГОС. Со стороны может показаться, что кардинально ничего не поменялось — занятия, как и прежде, идут по утвержденным программам,  детям задают домашние задания, проверочные работы проводят, оценки ставят. Всё так. Но отношение к внеурочной деятельности, которая тоже является обязательной для школ, теперь другое. Раньше ведь как было: отучился ребенок в первой половине дня, и что он делает после уроков, учителей особо не волновало — в кружок ли ходит, в спортивную секцию или дома баклуши бьет. Сейчас внеурочные дела должны быть частью общеразвивающего процесса. Что делает учитель? Не просто сухую теорию выкладывает, а вовлекает подопечных в разработку проектов — часть вводной информации выдает на основном уроке, а исследовательские, творческие задания ребята получают в ходе походов в музеи, библиотеки и театры. И если раньше была огромная пропасть между работой учебных учреждений, заведений дополнительного образования, культуры, то за время действия ФГОС граница эта стерлась — идет совместная деятельность по формированию личности школьника.

— В продолжение темы доверительных отношений: каждый год  Федеральная служба охраны (ФСО) проводит в регионах мониторинг удовлетворенности жителей образовательными услугами. Так вот, по итогам 2013 года Новгородская область занимает четвертое место с конца. Как вам кажется, в чем причина недовольства людей?

— К сожалению, мы не знаем, по каким критериям ФСО делает этот анализ. Но не считаться с результатами изучения, которое влияет на общий рейтинг субъектов страны, мы не можем. Уже не первый год в районах нашего региона проводятся опросы по этой же теме. Некоторое время назад по заказу профильного департамента правительства области было проведено исследование во всех муниципалитетах, но выборка была небольшой — всего 100 респондентов из Великого Новгорода, что, как нам кажется, не позволило определить реальное отношение горожан к деятельности школ и садов. В настоящее время, но уже по заказу мэрии, Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов приступил к изучению. Опросят порядка 1000 человек: детей, родителей, жителей микрорайонов, где учреждения располагаются. Специалисты будут собирать мнения с помощью анкетирования, в телефонных разговорах, лично беседуя с прохожими на улицах.

Нам важно не только знать, чем довольны или не довольны люди, но и понять причину, чтобы исправить ситуацию. По опыту могу сказать, что родители часто дают негативную оценку, когда сравнивают, скажем, условия в группе или классе, куда их чадо ходит, с тем, что видят в других помещениях: отремонтированных, с новой мебелью…

Светлана Матвеева: «Возвращается уважение к учительской профессии»— Материально-техническое оснащение в большей степени волнует все же родителей дошколят, которые хотят, чтобы их малыши с новыми игрушками веселились, спали на удобных кроватках. А вот мамы школьников недовольны равнодушным отношением учителей к детям. Часто можно услышать, как предметников урокодателями называют…

— Да, мне тоже на встречах мамы иногда рассказывают о том, что учителя отказывают в помощи ребятам, не разобравшимся в теме. Родители говорят, что хотели бы видеть в лице педагога не просто носителя и передатчика образовательной информации, но еще и наставника, который бы своим примером учил ребят жизни. И я с этим согласна. Учитель должен своими манерами, грамотной речью, начитанностью, умением правильно одеваться подавать пример юным подопечным.

Время урокодателей проходит. Сейчас педагоги получают за свой труд достойную заработную плату, возвращается уважительное отношение к учительской профессии. Да, дети и родители хотят, чтобы занятия были интересными, чтобы педагоги «заражали» ребят темами. И мы должны меняться. Сейчас уже некоторые образовательные заведения по конкурсу принимают в штат специалистов. И мириться с тем, что отдельные учителя или воспитатели просто отбывают рабочее время в группах, классах, стараясь как можно скорее отвести занятия и убежать, руководители учреждений больше не будут.

— В Великом Новгороде нет очереди в детсады для ребятишек от трех лет. Но есть трудности с устройством малышей ясельного возраста. Понятно, что необходимо новое дошкольное заведение. И даже проект разработан. Когда все же начнется строительство?

— Точно не скажу. Да, рождаемость растет, и значит, дошколят будет больше. Городу необходимы три новых сада — на Торговой стороне, в Северном и Псковском микрорайонах. Имеется проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу, на здание на Псковской. Подобран участок с инженерными сетями. Но одному городу этот проект не реализовать — требуется федеральная и областная финансовая поддержка.

Пока нам удается за счет реконструкции имеющихся свободных площадей обеспечивать местами в группах трехлеток. Но почти все резервы уже задействованы. И вы правильно отметили: нужно еще и малышей ясельного возраста определять. У меня есть заявления от родителей об устройстве семи-девятимесячных крох. И заявок на ясли становится больше. Надеемся, что, может, в следующем году удастся получить федеральное софинансирование и приступить к строительству нового сада.

— Так, может, могли бы помочь частные дошкольные заведения в решении вопроса увеличения мест в садиках?

— Для нашего города, где пока всех, кому больше трех, спокойно берут в сады, частные группы не так актуальны. Однако у некоторых родителей есть запрос на определенные условия пребывания ребенка в группе и ухода за ним или на конкретные развивающие, обучающие занятия. И вот в этом как раз и могут помочь частные заведения.

На сегодняшний день в Великом Новгороде действует одно подобное учреждение — детский сад «Разумейка». Но уже в конце года, как мы надеемся, получит лицензию на образовательную деятельность дошкольное учреждение полного дня пребывания развивающего центра «Сёма». У них действует уже группа кратковременного пребывания. Наработан большой педагогический опыт. Для нового садика есть помещение, закуплена мебель, воспитатели готовы приступить к выполнению своих обязанностей.

Существует и еще один проект, который предложил преподаватель НовГУ. Речь идет о группе для пятерых малышей в трехкомнатной квартире. Пока этот вариант прорабатывается. Но полагаем, что и его удастся претворить в жизнь.

— Светлана Борисовна, городскому образованию есть чем похвастать перед  профессиональным праздником?

— Конечно. В рейтинге муниципалитетов области по уровню развития и качества образования за прошлый год Великий Новгород на первом месте. Более сотни выпускников школ получили медали. Есть ребята, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов. Наши учащиеся ежегодно поступают в ведущие вузы страны. Участников Всероссийской олимпиады школьников, других творческих, научных, спортивных состязаний становится больше. Педагоги тоже не отстают от своих подопечных — побеждают в конкурсах по специальности.

Хочу поздравить всех педагогов города с профессиональным праздником. Но не только их. Мы все — специалисты образования, дети, родители, бабушки и дедушки ребят, сотрудники досуговых, спортивных учреждений — участвуем в учебном, развивающем процессе. День учителя — это общий праздник. Успехов всем нам! И взаимопонимания, конечно!

Фото Владимира БОГДАНОВА