Туристическая тропа в Новгород не должна быть такой тернистой
Поток иностранных туристов в Новгородскую область за первое полугодие снизился почти на 20%. Зато россияне стали активнее изучать родные края — плюс 14% в сумму турпотока, идущего в Новгородскую область.
При этом индивидуалов, приезжающих вне экскурсионных групп, становится больше. Но это не должно нас успокаивать.
Хлеба и зрелищ!
Уже давно именно этого ждёт турист. Будь то российский гость или зарубежный. С «хлебом» в Новгороде туристическом — проблемы. «Кормить туристов негде, — сетуют представители туриндустрии. — Кругом одни закусочные с фастфудом и суши и кафе итальянской или французской кухни». «Отчего же?» — удивляются чиновники и перечисляют заведения «а-ля рус»: комплекс «Юрьевское подворье», ресторан «На сенной», кафе-бар «Державный», «Дом Берга», «Ганза»...
Но в массе своей это заведения с довольно приличными ценами. И не каждый приезжающий к нам турист или экскурсионная группа могут позволить себе здесь перекусить. Хотя блинами, наверное, можно и в обычном кафе угоститься.
— В этом году мы открыли небольшое кафе в Спасской башне, — говорит заместитель директора музея-заповедника Ольга КОНЮХОВА. — Попасть в него можно, поднявшись на боевой ход у Софийской звонницы. Кафе стилизовано под трапезную стрельцов, которые, кстати, охраняют боевой ход и башни, через которые проходит этот туристический маршрут: Дворцовую и Спасскую. Но ввиду того, что к башне не проведены коммуникации, полноценную кухню организовать нельзя. Поэтому из блюд предлагают в основном выпечку, бутерброды.
Говорить об открытии на территории кремля полноценного ресторана или кафе пока не приходится, говорят в музее-заповеднике. И напоминают, что эта территория — объект ЮНЕСКО.
В туристическом сообществе давно говорят, что стандартные экскурсии неинтересны и не пользуются большим спросом: скучно. Народу нужны театрализация и интерактив. Не один год водит иноземцев по кремлю и прилегающей территории посадник Сбыслав, придуманный Центром туризма «Красная изба». Вслед за ним музей-заповедник представил на днях господина Иванова, статского советника, служащего в Присутственных местах. Новый герой рассказывает всем о жизни губернского Новгорода XIX века.
У нас, впрочем, как и в других регионах с богатой историей, всё больше эксплуатируется Средневековье, хотя история Новгорода XIX–XX веков представляет не меньший интерес.
— Например, театрализованная программа в «Витославлицах», когда гостей встречают жительницы деревни, пользуется постоянным спросом, — говорит Конюхова. — Но в целом, надо сказать, анимационные и театрализованные проекты — продукты не массового спроса. Не стоит забывать, что событийные мероприятия, которые очень хорошо работают на привлечение туриста, нередко проводятся во время крупных городских праздников, и для зрителей они бесплатны. А когда событие начинает влиять на бюджет поездки, многие задумываются, включать ли его в тур. Наш турист — бюджетный.
Поэтому, уверены специалисты, нужно развивать событийный туризм. Хотя бы раз в квартал в области должно происходить яркое событие, куда бы приезжали и зрители, и участники. Такими примерами служат фестиваль фольклора и ремёсел «Садко», который традиционно проходит в начале лета, праздник Ивана Купалы, рождественские гулянья в «Витославлицах», театрализованные представления «Новгородское вече», «Княжья братчина».
Отсюда пошла земля русская
Сегодня самыми популярными объектами показа у туристов являются Боевой ход кремля, Музей деревянного зодчества «Витославлицы» и здание Присутственных мест.
— А почему не везёте туристов на Рюриково городище? — спрашивала у представителей турфирм первый вице-губернатор Вероника МИНИНА на недавнем совещании.
Как признались представители турфирм города, они не раз пытались вывезти туристов на городище и организовать там мероприятие с участием фольклорных коллективов и кухни. Но транспортные расходы были очень велики. К городищу на автобусах с низкой посадкой, а таких большинство, подъехать очень трудно. Многие транспортные компании либо отказываются везти туда группу, либо очень повышают цены.
— Рюриково городище включено в наши экскурсионные программы, — указала Татьяна КОЗЫРЕВА, коммерческий директор турфирмы «Волхва». — Но говоря языком учителей, этот материал мы даём по касательной. Ехать туда далеко, а смотреть нечего. Показывать руины храма да легенды о Рюрике рассказывать удобнее с противоположного берега — у Юрьева монастыря или во время прогулки на теплоходе.
Вместо эпилога
Событие, памятник, комфорт — так условно можно выделить три кита, на которые опирается сегодня туризм. И пока это единство у нас не появится, говорить о скачке интереса к региону, наверное, преждевременно.
Владимир БОГДАНОВ (фото)