Четверг, 18 июля 2024

Укажи, где Аркажи!

222 м улицы Луговой — это просто 222 м. Без всякого подтекста

Помогут ли Великому Новгороду 8 000 000 рублей не сорвать жилищную программу?

Для выполнения годового плана по строительству жилья Новгороду нужно — кровь из носу! — сдать первую очередь Аркажей (29 тыс. кв. м!).

Мэр города Юрий БОБРЫШЕВ отлично знает, что без этих «квадратов» ему программу — 160 тыс. кв. м! — не вытянуть.

Строительная фирма «Конкорд» твердо обещает сдать первые дома в Аркажской слободе в декабре. Но чтобы новоселы могли туда весело въезжать, нужна дорога. А дороги нет!

Даёшь стройку!
Стройка вообще с самого начала шла тяжело. И за этими заботами как-то так получилось, что о дороге вспоминали мимолетно. Проблема стала нагреваться в середине этого года, когда при мощной поддержке «Сбербанка» сдача первой очереди Аркажей получила реальное обоснование. Тогда и про дорогу заговорили. Дескать, без нее не подъедешь к домам до весны. А без денег — не построишь…

Вице-мэр Марина БЕЛОВА выдвинула на июльском заседании областного правительства конгениальную идею: позаимствовать 110 млн. рублей с транспортной развязки к строящемуся третьему мосту. На нее город не подготовил проектно-сметную документацию, все равно деньги без дела лежат... Под эту идею был выдвинут «проект»: будем строить Луговую улицу, которая свяжет Псковскую улицу с Юрьевским шоссе с северной стороны.

Белова заверила всех, что на Луговую уже есть проект. Хотя на всякий случай сказала, что если работы раньше осени не начнутся, осилить удастся только «черновую» дорогу.  Знатоки догадались — гравийную!

Но 30 июля на брифинге мэр Юрий Бобрышев вдруг заговорил про  несколько вариантов строительства улиц в Аркажи. От Псковской до Юрьевского шоссе — нереальный вариант, ибо стоит 300 млн. рублей. Нужно построить часть Луговой, что реально. Какую часть? Ту, которую с подачи мэра стали называть улицей Аркажской? Неизвестно, непонятно.

Ответом стало сообщение нового главы строительного комитета города Ольги ХАЛЕПО о заключении инвестиционного соглашения между мэрией и компанией «Лента» по строительству 222 м улицы Луговой — вдоль одной из сторон будущего гипермаркета на Псковской. ЗАО «СМУ-57» сдаст его до 15 ноября. «Ленте» этот отрезок обойдется в 31 млн. рублей. Спасибо, конечно, бизнесу, хотя ему просто нужен нормальный проезд к парковке для покупателей. Но как быть с 223-м метром и последующими?

— Зачем вам эта информация? — удивилась Халепо. — Ленточный отрезок вообще не имеет отношения к подъезду в Аркажи. А по Аркажской еще нет никаких заданий, потому что нужно прежде выкупить земельные участки, по которым пройдет дорога, у частников.

Даёшь деньги!
Надо понимать так, что Луговая не станет переходом на Аркажскую. Тем переходом, который обеспечит выход на пока не существующую дорогу. Тогда зачем ответственные работники мэрии грузят нас рассказами о ней? Может, сами не представляют, как дорога ляжет?

Что касается чуждых муниципалитету участков, как известно из публикаций в различных СМИ, на их покупку нужно 8 млн. рублей. Землевладельцев несколько. Хватит ли восьми «лимонов»? В мэрии говорят, что вопрос решенный. Но послушать мэрских, так нерешенных там и нет.

Однако в разговоре с корреспондентом «НВ» вице-спикер городской думы Владислав БУКЕТОВ сказал, что дорога к Аркажам — не единственная, где на месте будущих дорог есть частная земля. По его мнению, пора бы мэрии разработать программу выкупа участков, принадлежащих частным лицам, потому что «развитие транспортной инфраструктуры входит в обязанности муниципалитета».

И «этим нужно постоянно заниматься»: при отсутствии нормального менеджмента будет сплошное «головотяпство». А сейчас даже нет заместителя мэра, который непосредственно курировал бы дорожный вопрос. Важнейшая и проблемоёмкая сфера распределена между тремя вице-мэрами. Как у Райкина: спросить не с кого, кто шил костюм.

С точки зрения даже самых невзыскательных новосёлов, для переезда в Аркажскую слободу дорога в общем-то необходима. Или всё-таки обойдёмся без неё?С коллегой солидарен депутат Владимир БОГОМОЛОВ: по Аркажам мэрия должна была решить вопрос еще в 2012 году.

— А на сегодняшний день стоит лишь первый вопрос — о восьми миллионах, — высказал «НВ» свою точку зрения парламентарий. — Но непонятно, как будет происходить финансирование стройки на Аркажской улице дальше. Со слов вице-мэров Сергея НАЗАРОВА и Марины Беловой — область поможет. Мы попросили подтвердить это документами, но они их не представили.

А еще Богомолова возмущает, что другой важный проект — развязка для третьего моста — тоже зависает. Как оказалось, часть земли под нее принадлежит Новгородскому району. А город не может строить на территории района. Однако вопрос решаем, если бы им занялись городские власти заранее: можно и выкупить, можно в пользование передать... «Но никто не шевелился, а теперь все делается  в последний момент. В итоге мост сдадут, а развязку — не уверен, что вовремя. Столько денег по милости мэрии выкинули на ветер!» — без оптимизма произнес Богомолов. Единственное, что дает ему надежду, так это то, что губернатор взял ситуацию под свой личный контроль...

Даёшь большинство!
Нашлись противники перераспределения 8 млн. рублей с консервации строительства продолжения улицы Космонавтов на выкуп земельных участков для будущей Аркажской улицы и на вчерашнем заседании Думы. По мнению депутата Владимира ДАНИЛОВА, было же заранее известно о застройке Аркажей, так почему деньги в казне не зарезервировали? Также не поддержали переброс денег Вадим Бериашвили, Александр Ефимов и Надежда Пельгемяйнен. А Константин ХИВРИЧ уже в конце заседания своим вопросом к депутату Владиславу Букетову, гендиректору «Новгородгражданпроекта», прояснил ситуацию с консервацией улицы Космонавтов: она обойдется городу почти даром — за 1,8 млн. рублей вместо ожидаемых 15—18 млн. рублей! Что только не сделаешь ради любимого города и избирателей...

Действительно, давно не секрет, что законсервировать стройку до 2016 года властям Новгорода пришлось из-за несостоятельности петербургского подрядчика и обнаруженных железнодорожных коммуникаций. Приятно это депутатам или нет, но держать деньги на замороженном объекте «из принципа» — глупо. Тем более что консервировать Космонавтов хотели с 13-го года, но до сих пор так и недохотели.

А тут еще Владислав Букетов сообщил о волшебном избавлении. На консервацию предполагалось направить 18 млн. рублей, но «Ларионов и Кутько, используя слабые места и встречный план, а также порожняк», сумели снизить «консервные» затраты до 1,8 млн. рублей. То есть, по мнению «Новгородгражданпроекта», некоторые консервационные мероприятия проводить необязательно. Вот как! А мы говорим, что интеллект конечен. Нет ему преград на суше и на море, и на злополучной улице — тоже.

Проникнувшись этим, парламентарии проголосовали за «выделить 8 млн. рублей». Город им это не забудет. Особенно, если дорога на Аркажи будет построена до конца текущего года.

Людмила ВИКТОРОВА
Владимир Малыгин (фото)