Четверг, 18 июля 2024

Здравствуйте, БОЧ рВФ 260602!

Оказывается, есть такая проблема, как имянаречение. Рассуждает Ксения ТУРКОВА, кандидат филологических наук.

Сегодня про сериал «Рабыня Изаура» мало кто вспоминает — пройденный этап, пережитое. Но след остался. След девушек, которых в 1988–1989 годах называли Изаурами.

Оказалось, что их много — в одной только Москве не меньше десяти. И в других городах хватает. Одна такая Изаура рассказала мне, что страшно мучилась поначалу со своим именем: мечтала проснуться Машей или Олей. А окружающие не могли придумать сокращенный вариант, даже Изей называли. Потом привыкла.

Не знаю, есть ли Изауры на Украине, но вот мальчик по имени Евромайдан недавно появился. Вероятно, это и стало последней каплей для трех депутатов Верховной рады, которые решили запретить такие креативные имена на законодательном уровне. Никаких Мальвин, Ангин, Чебурашек, Салатов Латуков, Просто Героев и даже Януковичей (да-да, живет в Закарпатской области мальчик по имени Бережанский Янукович Иванович). Еще нельзя использовать цифры, аббревиатуры и географические наименования. Интересно, что против них выступил депутат по имени Эльбрус, видимо, решивший начать с себя.

Российские депутаты этой проблемой пока не озаботились, но и у нас несчастных детей, которых называют то Россиями, то Олимпиадами (и вовсе не в честь героини пьесы Островского), хватает. Есть даже ребенок-аббревиатура: БОЧ рВФ 260602 (Биологический Объект Человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). Ему, правда, загс несколько лет отказывался выдавать документы.

Впрочем, аббревиатуры, имена президентов и названия явлений политической и общественной жизни — это, конечно, совсем экстрим. Есть имена, главное в которых — не актуальность, а оригинальность. Например, Принц, Принцесса, Царь или Король. Есть дети, которых так назвали. И если коммуникация с Принцем еще может начаться как-то безболезненно, то Царю представляться людям в новой компании может быть не очень приятно. Точнее, очень приятно.

Есть категория родителей, которые искренне убеждены в том, что выбор привычного всем имени, не отсылающего нас к мультфильму «Тайна Третьей планеты» и другим произведениям искусства, — свидетельство их родительской творческой несостоятельности. Ну как назвать Лёшей или Сашей? Фантазии, что ли, совсем нет?

А мне-то кажется, как ни странно, что Берёза, Люцифер, Богиня и Океан — это как раз отсутствие фантазии. Объяснение тут простое: тот, кто называет так ребенка, совершенно не продумывает, не представляет некоторых сценок из его будущей жизни. Я взяла список необычных женских имен и попыталась это сделать.

Вот Беспута. Представьте 31 января/марта/мая. Школьница и мама случайно оказываются в месте, где российская оппозиция регулярно проводит свои акции протеста. Они ссорятся, девочка убегает, мама в погоне за ней кричит: «Беспута, Беспута!». Обе оказываются в автозаке за несанкционированное шествие.

Или девушка по имени Дятелина. Познакомиться с ней будет сложно. Ответ на вопрос об имени легко принять за оскорбление.

В списке есть даже, например, имя Прибавка. Представьте, какой ажиотаж будет вызывать в любом офисе фраза «Прибавка пришла», особенно перед Новым годом. И каково каждый раз будет разочарование — до тех пор, пока коллегам не надоест терпеть.

Девушке, чье имя Теребила (клянусь, есть и такое!), трудно будет подписывать фотографии в Фейсбуке. Как? Terebila дома, Terebila на работе?

Не легче делать selfie будет и Улыбам, Хорошавам и Цветавам. Нетрудно догадаться, что в комментарии к их фотографиям так и будет проситься комплимент «Красава!».

Есть еще Шутихи, Услады, Истомы, Грозы и Грёзы, Дануты (несговорчивые девушки), Душки, Досады и легко представляемые в роли клиенток фитнеса Жиромиры.

Идею с запретом использовать все это богатство — не важно где, в России или на Украине — я не поддерживаю. Понятно, что называет каждый как хочет. А ребенок, когда вырастет, сможет имя и поменять, в конце концов.

Но я бы предложила вот что: творческий конкурс для особо креативных родителей. Захотел назвать ребенка Царём? О-кей, напиши не менее пяти сценок из его жизни. И если после этого путешествия в будущее не передумал — называй как хочешь.