Четверг, 18 июля 2024

Будет много шума

Сарвин уверен, что за месяц работы у него сложились тёплые отношения с коллективом

Спустя 20 лет на сцену театра драмы возвращается Шекспир

Комедия Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» будет впервые продемонстрирована широкой публике 1 ноября. К слову, последний раз Шекспира ставили на новгородской сцене в 1994 году — «Укрощение строптивой».

Свежей постановкой рулит приглашённый из Санкт-Петербурга режиссёр Дмитрий САРВИН. Он же занимался сценографией и костюмами. К нему мы и отправились, чтоб заранее разобраться, откуда у Шекспира на афишах наушники?

— Дмитрий, в Великом Новгороде вы работаете впервые. Что ожидали найти и с чем встретились?

— В ваш город я приехал месяц назад и до этого с труппой знаком не был. Главному режиссёру Сергею Гришанину кратко описал, кто нужен по типажам, и уже он, зная труппу, подобрал героев. Получились 100-процентные попадания, просто один в один. Я был восхищён. Актёры, каждый со своими возможностями, оказались ровно на тех ролях, где им было удобнее всего работать.

— На афише ваш Шекспир украшен гаджетами дня сегодняшнего, что обязывает...

Дмитрий Сарвин — выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Режиссёр театров «Алеко» и «Мюзик-холл» в Санкт-Петербурге

— Да, это Шекспир. Шекспир наших дней. Мы играем его и в него. Говорим о шекспировских проблемах, но современным языком. А проблемы-то вечные — коварство и любовь. Любви в спектакле даже две: романтическая и сосватанная, неожиданная. Как и должно быть, есть силы, мешающие влюблённым соединиться. Шекспир, сколько его ни ставь, всегда будет актуален. Из написанного драматургом нетрудно выбрать произведение, которое будет соответствовать тому, что в данный момент хочет сказать режиссёр. В нашем случае это лёгкая история без политики и особых терзаний. Любовь, обман, интриги, переживания людей, следя за которыми зритель может отдохнуть от повседневности.

— Честно говоря, уже давно хочется, чтобы зрителю театра драмы дали возможность немного потрудиться...

Актёры уже серьёзны и сосредоточенны: завтра премьера— «Много шума...» — это не просто комедия ради смеха, здесь есть о чём подумать. В то же время у нас не было задачи сделать исторический спектакль. Костюмы, как вы видите, стилизованы, они — гротесковые. Манера игры актёров тоже с плюсом. Шекспир писал много и неторопливо, современный зритель впитывает всё в разы быстрее. Поэтому мы делаем динамичный спектакль. Шекспировские шутки осовременены и понятны...

— ...что ещё раз подчеркивает классическая музыка, звучащая в спектакле, — аранжировки тоже сегодняшние. В Петербурге вы служите режиссёром в театре «Мюзик-холл». В работе с новгородской труппой сохранили приверженность этому направлению?

— Да, и в Новгороде, признаться, хотелось ввести какие-то элементы жанра. Спектакль «Много шума...» очень музыкальный. Именно это произведение Шекспира стоит близко к мюзиклу. Неожиданно герои начинают говорить сонетом, а от сонета до музыкальной фразы... Но в итоге актёры у нас не поют, зато много танцуют. И вообще музыки будет много. Это и Бах, и лютневая музыка XVI века, которая, тем не менее, широко известна сейчас. У музыкального сопровождения спектакля есть свой подтекст, и если зритель его прочтет, нам это будет приятно.

— Эклектичные костюмы актёров в увертюре — тоже сознательный ход или издержки репетиционной формы?

— Это, если хотите, прямая иллюстрация: как буквально из ничего получается много шума. Занавес открывается, и что видит зритель? Группу взбудораженных людей. Может быть, это труппа XVI века, которую постановка застала на месте, буквально в чём были. Но они собираются и создают историю на пустом месте. Впрочем, это не основная линия спектакля.

Грим на репетиции — как способ войти в образ— Возвращаясь к сравнению театра и мюзик-холла. На ваш взгляд, их соединение допустимо и благотворно?

— Трудно сказать, каким должен быть театр. Думаю так: в театре можно всё, потому что древние греки уже всё придумали, написали, канонизировали, разложили по полочкам и сыграли ещё до нашей эры. Что осталось нам? Только эксперименты и симбиоз — новые формы поощряются. К примеру, я очень люблю форму «Театр+ТВ». Считаю, что для тинейджеров кино очень привлекательно. А что театр? Нафталин! Свои спектакли я стараюсь совместить с ТВ-проекцией. Более того, у нас была попытка сделать такой спектакль раньше, чем появилась «Пола Негри». Но не хватило средств, и нас обошли. Мы же делали фантастический спектакль «Астероид Б 612» по «Маленькому принцу» Экзюпери с дорогостоящей и оригинальной графикой. Задник сцены работал, давал глубину, а герои взаимодействовали с героями, появляющимися из этих проекций. В итоге весь спектакль «помещался» на одну флешку.

— Раз уж вы заговорили о современных формах и тинейджерах, спектакль «Много шума...» понравится молодёжи?

— Я всегда принципиально работаю так, чтобы даже детские спектакли были хороши для семейного просмотра. И наоборот. Качественные, стоящие вещи дети понимают не хуже, чем взрослые. Просто с  возрастом открывают для себя новые и новые планы и смыслы в полюбившемся произведении. На Шекспира смело можно идти всей семьёй.

Дмитрий ГОНЧАРОВ (фото)