Четверг, 18 июля 2024

Сор из-под кустов,

или Как лесник борется за чистоту лесов. Рассуждает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».

«Берегите природу, мать вашу!» — кипел возмущённый разум неравнодушных к лесным красотам ещё в советскую эпоху. Но, скажем прямо, природоохранные навыки освоены слабовато. Борьба со свалками мусора в лесах для журналистов является темой вечнозелёной. Пишем, пишем, а горы отходов в заповедных местах растут и растут. И это именно тот самый случай, когда вспоминается Достоевский: «Ко всему-то подлец-человек привыкает». Не всякий, однако…

Вот и помощник лесничего Новгородского лесничества Владислав БЕЛЕЦКИЙ начинает разговор: «Сообщите об этой истории хотя бы ради профилактики, может, и подействует». На днях он появился в редакции, вооружённый вещдоками, подобранными со свалки в лесу: накладными листами одной из новгородских мебельных фабрик, а также фотоснимками картонных коробок из мусорной кучи. Примечательно, что владелец макулатурного хлама, а это, кстати, крупная ювелирная сеть, тоже не удосужился скрыть улики.

Как рассказал мужчина, несанкционированная свалка, на которой он и подобрал неопровержимые доказательства, выросла недалеко от объездной дороги Великий Новгород — Псков примерно за год. Не заметить её теперь невозможно. Белецкий наведывается туда регулярно, по большей части, чтобы оценить разрастающееся пространство человеческого свинства. В октябре сюда вывезла свои отходы мебельная фабрика. А ювелирный салон помимо картона ещё и от старых прилавков таким образом избавился.

Выяснив, кто хозяева «сокровищ», помощник лесничего отправился по указанным адресам. Исключительно по личной инициативе. Как пояснил, в его непосредственные профессиональные обязанности расследование мусорных дел не входит. Но гражданская позиция должна же быть, в конце концов.

— Свалки — это плохо. Лес из-за них может загореться. А перекрыть подъезд шлагбаумом нельзя, рядом — ручей, используемый как пожарный водоём, — объяснял он мне, почему решил встретиться с экологическими злодеями-неряхами.

В мебельной компании препираться с Белецким не стали. Только высказали сожаление: как же они могли так опростоволоситься. Но пообещали, что свой мусор вывезут туда, куда положено.

А вот в ювелирном салоне разыграли целый детектив. Там высокомерно кивнули в сторону местного ТСЖ, у которого заключён договор со спецавтохозяйством на вывоз отходов. А мусорщики в свою очередь ответили помощнику лесничего, что у них благодаря GPS-навигатору все машины на виду и с намеченного курса на противоправный не сбиваются. Белецкий подозревает, что его водят за нос. Но доказать не может.

Так или иначе, но в случае суда собранные вещественные доказательства могли бы очень пригодиться администрации Ермолинского сельского поселения. Поскольку именно за счёт средств поселения происходит уборка территорий от незаконных мусорных куч. А от этого,  надо полагать, их скромные бюджеты могут трещать по швам. Хотя если подумать, то благодаря применению статьи КоАП, согласно которой штраф за несоблюдение экологических требований на юридические лица достигает 250 тыс. рублей, можно было бы и казну пополнить, и леса в порядке держать. Это в теории. На практике выходит по-другому.

В Новгородском лесничестве пояснили, что его сотрудники постоянно находят свидетельства принадлежности мусора той или иной организации. Однако те в свою очередь предоставляют договоры с компаниями, занимающимися вывозом мусора. Поэтому с них, вроде бы, взятки гладки. Единственная возможность поймать за руку, вернее, вычислить машину, на которой был доставлен хлам, — сделать засаду. Подобного опыта ни у кого ещё не было. Поэтому действуют по проверенной схеме: обращение в прокуратуру, затем суд, обязывающий поселение принять меры, а затем поиск чиновниками средств в бюджете. Богатые и знаменитые остаются в стороне, а свалки появляются снова и снова.

Что касается помощника лесничего, он рассчитывает, его беседы всё-таки возымеют действие на нарушителей. Но ведь на каждую фирму такого Белецкого не найдёшь.