Четверг, 18 июля 2024

Выйдет ёжик из тумана

Скоростная трасса не должна пугать людей и животных

На заседании рабочей группы по вопросам, связанным с реализацией проекта скоростной автодороги М11 Москва — Петербург, наиболее остро разбирались два — о строительстве путепровода в Окуловском районе и устройстве зверопрогонов.

Начертил — как отрезал
Трасса перерезает четыре муниципальных района области — Чудовский, Новгородский, Маловишерский и Окуловский. При этом нарушаются привычные пути, по которым люди ездили друг к другу в гости, предприятия собирали рабочих, школы — детей... М11 дважды — севернее Великого Новгорода и неподалеку от Окуловки — пересекает по проекту существующую автомагистраль М10, где интенсивность движения уже в три раза превышает проектную нагрузку. Следовательно, часть транспорта сможет следовать новой магистралью, особенно — в крупные города.

Кстати, проезд по ней не всегда будет платным, а только на 60% полотна. А какими будут цены за проезд по трассе, рассчитанной на среднюю скорость в 150 км/час, остается только гадать.

Итак, скоростная трасса предполагает реконструкцию местных автодорог. Активное строительство М11 в этом году началось в Окуловском, Маловишерском районах, начало которого запечатлел наш фотокорреспондент (см. фото).

— Строительство трассы такого масштаба — это все равно, что капитальный ремонт в квартире, — делится впечатлениями первый заместитель главы администрации Окуловского района Евгений КУЗЬМИН. — Грязь, разруха... Это надо перетерпеть. И мы согласны, но хотелось бы и понимания со стороны застройщиков.

Жители района уже прикинули, что новая автомагистраль отрежет от внешнего мира часть деревень — Заречье, Малое Боротно и некоторые другие, что расположились на границе с Крестецким районом. Предложение от местного органа власти — перенести запланированный путепровод к месту, где проходит заброшенная лесная дорога. То есть строители могут даже сэкономить, а жителям российской глубинки откроется путь в Москву и Петербург, другие крупные города. И обитателям мегаполисов откроется быстрый доступ к дачным местам, к живописным карстовым озерам!

На совещании проектировщики, а их сторону представлял главный инженер московского филиала ЗАО «Стройпроект» Владимир Качелин, пообещали присмотреться к пожеланиям жителей района. Определенно они пока сказать не могут.

По ту сторону экрана
По ситуации, связанной с содержанием дорог, задействованных при строительстве скоростной магистрали, принято решение провести очередное обследование дорог в Маловишерском и Окуловском районе. Эксперты при необходимости включат дополнительно в перечень, согласованный заказчиком, подрядчиком и собственником, те из них, что нуждаются в приведении в нормативное состояние в связи с эксплуатацией строителями.

Напомним, что между Новгородской областью и «Росавтодором» подписано соглашение о порядке использования дорог регионального и межмуниципального значения, задействованных в строительстве М11. Кстати, и тех, по которым сейчас строители возят песок, гравий и другие стройматериалы. Поэтому в список подлежащих реконструкции записывают и те, что проходят, казалось бы, вдалеке от переплетения трасс М10 и М11. То есть ветки, тянущиеся в Любытино, в Хвойную... Так не должно быть, что одна дорога строится, а другие из-за этого разрушаются.

Проектировщикам кажется, что они предусмотрели все, что требуется в плане сочетания скорости и удобства. В частности, хвастают защитными экранами в тех случаях, когда трасса проходит близ населенных пунктов и жилых строений. Общая длина таковых составит, кстати, почти 14 км. Будут установлены локальные очистные сооружения для сбора поверхностного ливневого стока. Но новгородцы напомнили и о сохранении мест для отдыха на природе.

Водители автомашин должны чувствовать себя в комфорте на трассе, а не только в кабине своей иномарки.

Прём, как лоси
Но не только для проживающих в регионе людей трасса создает проблемы. Обитающие здесь животные мигрируют, а потому охотники и любители природы тоже встревожены.

— К нам поступают обращения от общественности. В Интернете это очень живо дискутируется, — подчеркнул ведущий заседания рабочей группы вице-губернатор Александр СМИРНОВ.

Как рассказала Наталья МИНИНА, генеральный директор ЗАО «Институт «Трансэкопроект», в Новгородской области для диких животных будет сооружено 26 подземных переходов вдоль трассы. Из них 17 — под мостами, что идут через реки региона. Переходы будут иметь 17 м в ширину, 28 — в длину и 4,5 м — в высоту. Как объяснила Наталья Минина, такие габариты задаются в связи с параметрами самых крупных животных, обитающих на территории области, — лосей.

Посмотрев презентацию, где все было представлено по-научному убедительно, новгородцы все же поставили проектировщикам задачи. Важно, чтобы переходы по своему устройству были близки к естественным звериным тропам, лось по асфальту ходить не станет. Кроме того, в переходах не должна скапливаться вода. Местность-то у нас болотистая. Помнят ли об этом проектировщики?

Наталья Минина признала, что пока невозможно предугадать, как отреагируют лесные звери на предложенные им переходы, но заверила, что институт учитывает все требования и нормы законодательства, а также и международный опыт в этом вопросе. В скандинавских странах лоси и другие животные давно подружились с автострадами. Правда, там интенсивность движения куда меньше, чем у нас.

Владимир МАЛЫГИН (фото)