Четверг, 18 июля 2024

Глаголом жги!

С приходом тестирования школьники быстро отвыкли писать сочинения

Пробное сочинение одиннадцатиклассники напишут 20 ноября

Вообще, вокруг этого сочинения (его успешная сдача станет допуском к ЕГЭ по русскому языку) складывается суматошная ситуация.

Педагоги пытаются в кратчайшие сроки научить выпускников писать полноценные литературно-аналитические работы, надобности в которых многие предметники ранее не видели, поскольку ЕГЭ по родному языку, ставший обязательным для всех школ России в 2009 году, требует от детей упрощенный вариант размышлений. Сами учащиеся схватились за программные произведения, которых не читали. Правда, некоторые из ребят идут и более простым путем: смотрят экранизации романов и повестей. Организаторы же проведения экзамена на местах изучают требования, по которым сочинения будут оцениваться.

Определены даты: 3 декабря — первая попытка. В случае провала можно еще два раза попробовать — 4 февраля и 6 мая. А на 20 ноября запланирована генеральная репетиция сочинения.

— Известны пять направлений: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию поэта Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?». На экзамене 3 декабря ребятам будут объявлены конкретные темы по этим блокам: по одной в каждом. То есть дети смогут выбрать понравившуюся, — объясняет специалист комитета образования администрации Великого Новгорода Наталья ЖЕЛТЫШЕВА. — В настоящее время никому в стране, кроме разве что федеральных составителей, темы не известны.

По словам эксперта, во время пробника 20 ноября организаторы будут отрабатывать механизм проведения: рассадку школьников по аудиториям, правильность заполнения бланков сочинения, по окончании экзамена копирования листов и последующей их передачи проверочной комиссии.

— Писать одиннадцатиклассники будут в своих учебных заведениях. Проверять тексты по системе зачет-незачет станут не школьные филологи, а муниципальная группа экспертов: общеобразовательные учреждения представили нам списки педагогов, которые могут войти в комиссию, из них мы и выберем, — уточнила Желтышева. — Но проверять специалисты будут сочинения детей из школ, в которых сами не преподают. 

Специалист по русскому языку Новгородского института развития образования Валентина БАТРУКОВА изучила тематику творческого задания блока «С» итоговых госэкзаменов для учащихся 9 и 11 классов начиная с 2008 года и подготовила как бы подсказку литераторам школ Новгородчины — примерные темы, которые могут быть заявлены 3 декабря:

— Тесты ЕГЭ прошлых лет предлагали детям поразмышлять над  «Словом о полку Игореве», по мотивам лирики, военная тематика тоже с точки зрения поэзии задавалась. Так что можно предположить, что и  некоторые нынешние темы сочинений тоже будут отсылать к стихотворному жанру: к Пушкину, Фету, Тютчеву, Лермонтову…

Как методист Батрукова считает, что не до конца на федеральном уровне продуманы требования к учащимся. Так, по ее словам, в Москве на семинаре, как раз и посвященном этой письменной работе одиннадцатиклассников, прозвучала возможная тема: «Зачем люди пишут стихи?».

— По форме это эссе-размышление, которое, по правилам, ребенок может составить, опираясь исключительно на собственные размышления. Именно этому школьников и обучают, когда они проходят эссе, — объясняет эксперт. — Однако в рекомендациях Министерства образования говорится, что учащиеся должны, вне зависимости от выбранной темы, проанализировать не менее одного литературного произведения. Но может статься, что детям в контексте эссе про это требование школьные предметники и не сообщат. И ребята, выбрав данную тему, будут писать просто от себя, как их и учили. И не получат зачет…

Однако на то, чтобы этот методический нюанс разъяснить предметникам школ области, время еще есть, и сотрудники института постараются информацию школам передать. Главной же проблемой, связанной с предстоящим сочинением, Батрукова считает другое — незнание учащимися 11 классов текстов произведений. И тут уж ребятам вряд ли помогут ускоренная подготовка на уроках литературы, проводимая сейчас предметниками, да еженедельное задавание на дом  сочинений…

Фото с сайта img.ntv.ru