Четверг, 18 июля 2024

Кто в сити главный?

А ещё два года назад тихвинцы выходили на митинги из-за разбитых дорог

Новгородские журналисты побывали на родине муниципальной реформы

Несколько дней отделяют нас от возможного переформатирования власти: на ближайшем заседании областной Думы будет рассмотрен во втором чтении закон о муниципальной реформе.

Сохранять или отменять прямые выборы глав? Вот в чем вопрос! Во втором случае на авансцене возникает фигура так называемого сити-менеджера. Не нами замечено, что подобная модель напоминает акционерное общество: совет директоров — совет депутатов, нанятый менеджер — руководитель администрации. Схема и придумана не нами, русскими (да и мэра не мы изобрели). Считается, что она эффективнее как способ формирования среды, привлекательной для бизнеса. И примеры тому есть — у соседей из Ленинградской области. Что и привело группу новгородских журналистов в Тихвин, где они были приняты на высшем уровне — главой района и городского поселения. Александр ЛАЗАРЕВИЧ — един в двух лицах.

— Александр Владимирович, у вас реформа прошла давно, есть опыт и есть что рассказать.

— В нашей области унифицированная модель муниципального устройства действует с 1 января 2006 года. Есть нюансы, мы в 2011 году первыми в области объединили администрации города и района. Они работали в одном здании, полномочия в чем-то пересекались, была ситуация, не всегда понятная людям. Кстати, сократили тогда около 30 штатных единиц.

— Аппарат имеет способность к регенерации.

— Да? В Тихвине у него это не получается.

— Совмещение должностей главы города и района носит обязательный характер?

— Нет, но у нас сложилась именно такая практика. Мы считаем, что совмещение способствует координации работы двух советов. И потом, это     продиктовано положением вещей: район довольно обширный, а 80% населения — это 60 тысяч человек — все-таки живут в городе.

Локомотив тихвинской экономики — вагоностроительный завод. 6 тысяч рабочих мест. После выхода на проектную мощность – до 10 тысяч

— Как формируется районный совет?

— В его состав входят главы поселений, а также по одному делегированному поселениями депутату.

— В чем преимущества модели с сити-менеджером?

— На должность руководителя, осуществляющего распорядительные хозяйственные функции и от деятельности которого во многом зависит сегодняшнее и будущее благополучие людей, не может попасть человек случайный, который, ища опору, начнет формировать команду по принципу кумовства. Только квалифицированный и опытный управленец пройдет через мелкое сито конкурсного отбора.

— Кто в составе конкурсной комиссии?

— 50 на 50 — представители губернатора и районного, и городского советов.

— И у них обычно есть реальный выбор?

— А как же! Несколько претендентов заявляются. У каждого — свое видение, программа.

Преимущества такие — все прозрачно и подконтрольно. Глава администрации подотчетен главе района, который подписывает с ним контракт на 5 лет — это срок полномочий избранной власти, а также депутатам и губернатору.

— Предмет контроля?

— Прежде всего — деятельность администрации в рамках сформированного и исполняющегося бюджета. У нас четко прописана и подотчетность заместителей: ежегодно каждый из них отчитывается перед депутатами.

— Представительские функции — прерогатива сугубо главы района и депутатов?

— Да, но это не значит, что глава администрации никак не участвует, скажем, в развитии международных связей. Мы, к слову сказать, входим в Ганзейский союз.

— Кстати, кто он все-таки — сити-менеджер или глава администрации?

Кто в сити главный?— Сити-менеджер — это такое понятие, которым все привыкли пользоваться. Но как должность оно у нас нигде не прописано. Мы предпочли бы русский аналог. К сожалению, кроме хозяйственника, ничего пока не придумали.

На самом деле мы работаем с главой администрации в самом тесном контакте. Есть масса вопросов, которые решаем вместе. И спорим, бывает, не без этого. Вместе выходим на уровень правительства области, обосновываем и продвигаем программы, которые, как мы считаем, крайне необходимы городу.

— Если оглянуться назад, на 2005 год, когда реформа только готовилась, как изменился Тихвин?

— Разительно! Он стал чистым, мы первыми в области организовали централизованный сбор отходов. У нас — лучший в области Дворец культуры, мы проводим фестивали имени Римского-Корсакова. Тихвин — родина великого композитора. Благодаря частно-государственному партнерству преобразилась историческая часть города: вложены десятки миллионов рублей в восстановление и создание рекреационных зон. Очень многое сделано и по благоустройству. И очень много планов на будущее. Мы забыли о депрессивном прошлом моногорода. Экономика развивается динамично: успешно работает вагоностроительный завод — один из самых современных в Европе.

— Мы обратили внимание на улицы: приподнятых пешеходных переходов у нас в Великом Новгороде еще нет.

— В апреле 2012 года прошел митинг, инициативная группа собрала более тысячи горожан. Как раз по поводу ужасных дорог. Не только критиковали, выдвигались и здравые идеи. Мы, конечно, и сами искали пути выхода, работали с правительством, не ждали, пока общественность станет на дыбы. Но к чему веду разговор? Те самые «протестанты» стали народными контролерами, им выданы муниципальные удостоверения. Это настолько взбодрило подрядчиков, что асфальт теперь укладывается с максимальным качеством. А сэкономленное — то же, что и заработанное.

— Наверное, это ответ тем, кто уверен, что чем меньше выборности власти, тем меньше демократии.

— С сити-менеджером, если он не справляется, в любой момент можно расторгнуть контракт. Попробуйте отозвать мэра? Меня как главу района могут отозвать депутаты. В свою очередь каждый из них подотчетен избирателям. Я считаю, что у нас нормально функционирующая устойчивая и достаточно эффективная система. Разумеется, в каждом регионе жители, избранные ими депутаты имеют полное право выбрать свою модель, со своими особенностями.

Владимир МАЛЫГИН (фото)