Воскресенье, 17 ноября 2024

Тайные сюжеты Владычного двора

К публикации готовятся документы, раскрывающие малоизвестные факты о Новгородском архиерейском доме

Директор Государственного архива Новгородской области (ГАНО) Оксана СНЫТКО (О.С) и её заместитель, кандидат исторических наук Николай САЛОНИКОВ (Н.С) завершили работу над сборником документов от Петровской эпохи до 1764 года, когда Екатериной II была проведена секуляризационная реформа. В результате той реформы церковные земли были изъяты в пользу светской власти.

Поддержку исследовательскому проекту новгородских архивистов оказали Российский гуманитарный научный фонд и региональное правительство. Подготовленный к публикации труд даст представление, как протекала будничная жизнь резиденции новгородских архиереев. О мало изученных поворотах в истории Новгородской епархии первой половины XVIII века корреспондент «НВ» беседует с авторами исследования.

— Оксана Васильевна, Николай Вячеславович, почему ваше внимание привлёк именно данный период времени Новгородской епархии?

Тайные сюжеты Владычного двораН.С.: — Документами, относящимися к более раннему периоду истории архиерейского дома, как его ещё называли — дом Святой Софии, новгородский архив не располагает. Они находятся в фондах столичных архивохранилищ, в частности, в Российском государственном архиве древних актов, в Российском государственном историческом архиве и других. Между тем документы, относящиеся к тематике нашего исследования, до настоящего времени остаются в тени и большей частью неопубликованными. По этой причине и была предпринята попытка выявить и отобрать необходимый материал из нашего архива для последующих исторических исследований. Практика показывает, провинциальные архивы, как правило, становятся уделом краеведов. Хочется надеяться, что наш сборник привлечёт внимание профессиональных историков. Документы, а всего их 65, были систематизированы по четырём разделам: штаты архиерейского дома, его хозяйственная и финансовая деятельность, петербургские архиерейские подворья и школы. Речь прежде всего идёт о греко-славянской школе, созданной братьями иеромонахами Иоанникием и Софронием Лихудами, и цифирной школе, где преподавались арифметика и геометрия.

— В чём вы видите уникальность своего проекта?

О.С.: — На наш взгляд, история Новгородской епархии представлена сегодня в основном через биографии архиереев. А это накладывает на неё слишком официозный оттенок. Современные исследователи, обращаясь к данной теме, мало используют оригинальные архивные документы. А задача архивов как раз и заключается не только в том, чтобы сохранять, но и активно использовать их в своей публикаторской работе. Выдержки из инвентарных книг, скрупулезно описывающих содержание внутренних покоев владык от посуды до убранства, ведомости о выплате жалований домовым и канцелярским служителям, информация о вотчинах, челобитные и прошения позволяют реконструировать повседневную жизнь епархии. Насытить её историю заново открывшимися реалиями, персонажами. В ходе проекта была проведена палеографическая обработка документов. Были установлены подлинные образцы почерков новгородских архиепископов Феофана Прокоповича, Стефана Калиновского, учителей иеромонаха Иова, Фёдора Максимова, архимандрита Филимона и других.

Документы ГАНО могут стать основой для исторических исследований— А что собой представляла Новгородская епархия и, в частности, Владычный двор в ту эпоху?

О.С.: — Епархия была одной из богатейших в России. Её благополучие составляли обширные земельные владения, на которых выращивали хлеб. Крестьяне платили оброк, пахали барщину. Епархия оказывала влияние на экономическую и политическую жизнь государства. Что касается резиденции новгородских владык, Владычного двора, то здесь действовал средневековый принцип замкнутой вотчины, которая сама себя обслуживала и всё для себя производила. В одной из ведомостей указано, что в штате резиденции насчитывалось более 700 человек как духовных, так и светских лиц. Так, в домовую администрацию входили дворецкие, стряпчие, секретари. Обслуживающий персонал составляли повара, квасовары, хлебники, сторожа, дворники, истопники, конюхи, гребцы. В составе Владычного двора были Духовный, Казённый, Вотчинный приказы. На житенной двор свозился весь собранный хлеб. Создана была сложная инфраструктура. Конечно, что-то и покупалось, это могли быть ткани, съестные припасы, например, персики и мандарины. По документам, кстати, можно проследить, что подавалось на архиерейский стол.

— Каковы же были вкусовые предпочтения служителей архиерейского дома?

Н.С.: — Подавалось огромное количество рыбы. Ее завозили бочками. Объяснялось это тем, что многие служащие дома были монахи. К тому же в церковном календаре много постных дней. Рыбу ловили, за что государству платили подати, а также закупали. Особенно были любимы на столах сиги. Как известно, в связи с постройкой Волховской ГЭС эта рыба в новгородских водоёмах перестала водиться.

— Первая половина XVIII века ассоциируется со временем, когда Новгород становится провинциальным городом, он приходит в упадок. Каким образом это прослеживается в документах?

О.С.: — Думаю, уместнее говорить о модернизации и трансформации русской жизни в тот период времени, сместить акценты на творческий вклад Новгорода в образование Санкт-Петербурга. В начале XVIII века он только-только становился на ноги и, естественно, ещё как следует не окреп. Строительство новой столицы шло за счёт новгородских ресурсов, финансовых и людских. А превращение Новгорода в провинциальный было растянуто во времени. При этом всё-таки необходимо разделить историю города от истории епархии. Поскольку даже несмотря на екатерининские реформы, когда происходило изъятие церковных владений, новгородские владыки были первенствующими членами Святейшего Синода. До начала XIX века они продолжали играть ведущую роль в Русской православной церкви.

— Тем не менее каким был вклад Новгородского архиерейского дома в строительстве Северной столицы?

Тайные сюжеты Владычного двораО.С. — Были построены два подворья на Васильевском острове, одно — на берегу реки Карповки. На их создание из домовой казны были потрачены немалые средства. Новгородские владыки практически постоянно пребывали в новой столице. Именно из неё они управляли делами епархии, посылая домовым управителям в Новгород многочисленные указы. Это обстоятельство вынуждало содержать в Петербурге большой штат домовых служителей, куда входили хозяйственный персонал, ремесленники. Последние, а это маляры, золотари, резчики, столяры, присылались из Новгорода, и в столице находились временно. Для петербургских домовых нужд доставлялись припасы, посылались деньги. Об этом сохранилось достаточное количество доношений о их посылке и приёмке.

— Как новгородские владыки восприняли преобразовательную деятельность Петра I?

Н.С.: — Она нашла поддержку со стороны митрополита Иова, архиепископов Феодосия (Яновского) и Феофана (Прокоповича). Однако из-за того, что архивный фонд сильно пострадал в первые годы советской власти и во время Великой Отечественной войны, многие документы представлены в сборнике неравномерно. Так, о деятельности первых двух архиереев сведений сохранилось немного. И всё же. Не надо воспринимать архиерейский дом как существующий отдельно от государственных задач и планов. По средневековой традиции советская власть, поскольку она всегда испытывала недостаток в финансах, желала запустить руку в церковную казну. К слову, дефицитный бюджет не является придумкой сегодняшнего дня. Денег не хватало ни одному правителю. Пётр активно использовал ресурсы церкви для поддержания армии, создания флота. И как мог архиерей ослушаться государева указа? Велено строить новую столицу — строит. Велено в складчину монастырям создавать подворья в Петербурге, они и это делают. Из Новгорода в Петербург шли потоки продуктовые и финансовые. При этом везли самое лучшее.

— Но почему Пётр не решился сделать то, что впоследствии проделала Екатерина с церковными землями?

Н.С.: — Она получила протестантское воспитание. А протестанты с церковным имуществом расправлялись легко и быстро. Пётр не мог так, поскольку был истинно православным человеком.

— А финансово-хозяйственные документы, подписанные владыками, как, по вашему мнению, способны раскрыть черты их характера?

Н.С.: — Приведу пример. В нашем распоряжении есть любопытный документ — расписание штата служащих от 7 декабря 1745 года. Там обнаруживается следующая проблема, как уравнять штатное финансирование со сверхштатным. Говоря современным языком, требуется провести оптимизацию служащих архиерейского дома. И в резолюции владыка Стефан Калиновский пишет: «Ежели таково расположение и расписание и приобщенное при нём казённого нашего приказа мнения на совестном уравнительстве основано, так что одному против другого никакой обиды последовать не может и указам (речь идёт об императорском указе о том, чтобы денег сверх штата не выдавать) не противно, то по нему жалованье как денежное, так и хлебное выдать в какой возможно скорости». И эта формулировка достаточно хорошо характеризует владыку. Учитывая, что в его руках находится всё, как он решит, так и будет в епархии, тем не менее он допускает подобные формулировки. Скажите, кто из сегодняшних руководителей подумает о том, чтобы никого не обидеть?

Владычный двор Новгородского кремля. Рисунок-реконструкция Сергея ПОПОВА— И чем можно объяснить подобную тактичность владыки?

Н.С.: — В наш технократический век стало забываться, что самая главная ценность — это человек. Сколько земли ни было бы много, если она заброшена, пользы от неё не будет. По старой советской трактовке землевладельцев ещё рассматривают как угнетателей, которые с крестьян драли три шкуры. На самом деле, и как показывают публикуемые нами документы, они были заинтересованы в тех, кто обрабатывал землю. Крестьяне кормят помещиков. Эта взаимосвязь между владельцем и подчинённым, увы, забывается. И архиерейский дом представляет собой такое хозяйство, где всё, вроде бы, и зациклено на владыку, зависит от него, но и он тоже зависим от того, насколько его вотчина процветает, насколько в ней налажен порядок, какой урожай собран. Случались, конечно, недоимки, когда крестьяне не могли заплатить в силу разных обстоятельств. Управители епархией отправляли архиерейских дворян по вотчинам для сбора денег.

— На какой стадии в данный момент находится ваш проект?

Н.С.: — Перед выходом рукописи в печать необходимо, чтобы она получила оценку рецензентов. Поскольку любое обсуждение исследования идёт ему только во благо. А потом начнётся поиск издателя.

Справка «НВ»
Владычный двор

В раннем средневековье Владычным двором называлась северная сторона кремля, что примыкала к Софийскому собору. Она была отделена от остальной территории, и попасть туда можно было только через ворота у юго-западного угла Софии. Сейчас здесь тоже находится арочный проход — под галереей, которая соединяет собор с Митрополичьими покоями.

Раньше территория кремля делилась на две части. В северо-западной находился Владычный двор. Все, что было за его пределами, называлось околотком. Владычный двор состоял из многих жилых и хозяйственных построек. Они замыкали северо-западный участок кремля, превращая его в своеобразную крепость в крепости.

Во Владычном дворе жил владелец казны и самый богатый новгородский феодал — епископ. Здесь собирался «совет господ», состоявший из нескольких десятков представителей местной знати. Здесь же решались вопросы взаимоотношений с Москвой и Литвой. Во время народных восстаний на Владычном дворе укрывались епископ и бояре. Восставшие горожане порой все же проникали сюда. Так, во время восстания 1650 года горожане ворвались в южную часть двора и освободили из темницы двух узников, Ивана Жеглова и Игнатия Молодежника, которые возглавили восставших.

Большую часть нынешней территории двора занимает сложный комплекс разновременных и разнохарактерных построек, основание которых заложил в XV веке архиепископ Евфимий. От построек Владычного двора сохранились Никитский корпус, Грановитая палата, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов, Часозвоня.

Никитский корпус — древнейшее здание Владычного двора. Стены здания относятся к XVII веку, но стоят на остатках древнего здания XII века. Корпус назван по имени епископа-киевлянина Никиты. В древности к Никитскому корпусу примыкало огромное здание Архиепископского дворца. Оно тянулось вдоль всей кремлевской стены от Никитского корпуса за Митрополичью башню. Дворец был построен епископом Евфимием в 1430-х годах, сразу после строительства каменного детинца. Дворец не сохранился до наших дней.

На сегодняшний день остатки дворца открыты для обозрения. В его нижнем этаже находились небольшие камеры-казематы. В XVI веке в одной из сводчатых камер сделали бойницу подошвенного боя. Бойница хорошо сохранилась. От сводчатой галереи уцелели стены с пилястрами и нижние части столбов, на которых держались своды. Уцелели и открыты для обозрения остатки нескольких камер второго этажа Архиепископского дворца. Одна из этих камер была кухней, или, как тогда говорили, поварней.

Третий этаж дворца находился на уровне боевого хода стены кремля и, возможно, использовался для военных целей. В стене Федоровской башни видны входы на этот этаж.

За Митрополичьей башней здание дворца кончалось. Сейчас его нижний этаж находится в составе сохранившегося здания XVII века, в котором помещались раньше Судный и Духовный приказы новгородских митрополитов. С юга это здание примыкает к так называемому Лихудову корпусу, построенному в XV веке и перестроенному в начале XVIII века для славяно-греческой школы, открывшейся в 1706 году.

Владимир БОГДАНОВ (фото)