Четверг, 18 июля 2024

Как рыба об лёд

Из песни слова не выкинешь, из начальства — не вытянешь. Так считает Людмила ТИМОФЕЕВА, обозреватель «Новгородских ведомостей».

Накануне Нового года в областном правительстве по традиции проходит совещание с главами районных администраций и сельских поселений. В этот раз одной из обсуждаемых тем стали пассажирские перевозки в 2015 году.

Проблема назревала постепенно. Годами маршруты в регионе складывались не всегда с точки зрения востребованности и логистики, а в зависимости от состояния дорог и настойчивости местных жителей.

Перевозчики теперь в массе своей частные, но не лишенные советского подхода. Доходы они неплохо пополняют за счет пассажира и из региональный казны, которая компенсирует перевозку льготников. Однако сколько льготников пользуются тем или иным маршрутом — мутная история, которую транспортникам не очень-то и хочется раскрывать. Ведь тогда станет очевидно: во многом именно благодаря бабушкам и держится этот бизнес. Областной бюджет ежегодно выделяет порядка 250 млн. рублей на покрытие выпадающих доходов перевозчиков!

Навести порядок в этом хаосе попытается недавно созданный департамент транспорта и дорожного хозяйства, который взял на себя функции транспортного обслуживания населения. Но, как справедливо сказал на совещании глава Любытинского района Тимофей ГУСЕВ, из департамента каждая деревня не видна. Добавлю, что и из района не всякую деревню заметят с ее проблемами, в том числе — по рейсовым автобусам. Поэтому логично, что после выступления главы департамента Владимира ПЕТРОВА к присутствующим начальникам поселений многократно обращались и губернатор Сергей МИТИН, и вице-губернатор Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ: что вы думаете, какие у вас вопросы? В ответ — молчание!

А ведь всем было сказано: пока расписание маршрутов остается прежним. Многих оно не устраивало. Значит, вопросы должны быть! А их не было…

Между тем весной корректировка маршрутов неизбежна — после мониторинга ситуации с транспортной доступностью в каждом районе. Как сообщил Петров, с транспортниками, обслуживающими местные автобусные линии, будут либо продлены договоры, либо маршруты (в том числе и новые) могут быть выставлены на конкурс. Как раз в день совещания была утверждена постановлением департамента маршрутная сеть регулярных перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах. Первые совсем короткие — до 60 км, а вторые — и до 300 км (например, от Пестова до Новгорода — 315 км). Сейчас в Новгородской области существует 116 городских маршрутов, 42 — межмуниципальных и 387 — пригородных...

На совещании глава региона обратился к руководителям поселений с просьбой внимательно изучить потребности граждан и качество нынешнего автобусного сообщения, чтобы во втором квартале 2015 года можно было приступить к формированию более эффективной сети, устраивающей и население, и областное правительство. Причем, как отметил руководитель департамента транспорта Владимир Петров, «никто не собирается уничтожать маршруты, но бюджетные средства должны работать более эффективно».

Как пример прозвучало: вот до Подберезья (25 км от Новгорода) автобус № 105 ходит каждые 25 минут, а наполняемость — 18%. Это был явный намек на возможное увеличение интервалов. Но представитель местной власти отмолчался. Стало быть, согласен на оптимизацию? Или — нет?

Конечно, глава транспортного департамента не преминул уточнить, что бюджетная поддержка гарантирована там, где будет социальная необходимость. Но ведь под лежачий камень вода не течет, и правительство без участия органов местного самоуправления не сможет определить эту социальную нужду, то есть учесть одиноких престарелых людей в отдаленной деревушке... Владимир Петров призвал обращаться к нему лично, но побеспокоит ли его кто-то из поселенческих начальников до весны? Сомневаюсь. В конце концов, запланированный очень важный разговор стал превращаться в песню: «Просто ко мне сделай шаг, если так трудно сказать. Ведь это такой пустяк — гордость переступать». Глупо, конечно. Но Билану всё простят. А главам поселений?

Осмелюсь выступить в качестве экстрасенса: когда департамент выдаст свой вариант оптимизации маршрутов, непременно найдутся критики среди тех самых местных начальников. Только кажется, что это не скоро…