Четверг, 18 июля 2024

Познай себя

Будущих медиков и учителей среди новгородских старшеклассников не хватает

Ежегодно учащимся 9 и 11 классов школ области предлагается пройти исследование по профессиональному самоопределению.

Проводится оно абсолютно бесплатно силами психологов школ или межрайонных центров психолого-медико-социального сопровождения.

Итоги изучения предпочтений и способностей ребят выпускных классов этого учебного сезона подведены. Эксперты говорят, что в последние три года результаты мониторинга почти не меняются, а это значит, что в общеобразовательных учреждениях по-прежнему западает преподавание отдельных дисциплин.

— Мы оцениваем и интеллектуальные данные, и личностные качества ребят, — объясняет специалист областного центра психолого-медико-социального сопровождения Ирина КРАЙНЕВА. — Нынешние девятиклассники показали, что у них в меньшей степени сформированы способности к таким профессиональным направлениям, как гуманитарные науки, программирование, педагогика, медицина, архитектура. Зато у многих имеются хорошие данные для сферы общественных отношений и специальностей естественно-научного профиля.

По словам работников центра, почти такой же результат, как у учащихся 9 классов, показали и 11-классники. Это значит, что за два года обучения, что прошли после предыдущего профтестирования, выравнивания по знаниям по различным направлениям у них не произошло. Отличаются показатели лишь по экономическим специальностям и инженерно-техническим: у части ребят высокий уровень логического, абстрактного, визуального мышления, внимательности. В сочетании с достаточными знаниями по математике и физике это, как отмечают специалисты, позволит им успешно обучаться по данным профилям в вузах, а в дальнейшем — продуктивно трудиться.

— Обращает на себя внимание готовность старшеклассников к общественной сфере деятельности. Это философия, психология, юриспруденция, журналистика, менеджмент, — рассуждает Ирина Владимировна. — Для того чтобы заниматься этими направлениями, нужно уметь рассуждать, быть коммуникабельным, доброжелательным, уметь давать объективную оценку. Что же касается конкретных знаний, то законы физики, химии, математики, умение решать задачи по формулам, в общем-то, и не нужны для этого, по крайней мере, не каждый день. Поэтому-то среди школьников так много ориентированных на общественный профессиональный блок ребят.

Задача исследования профессионального самоопределения учащихся 9 и 11 классов школ региона не только в том, чтобы понять, чем в будущем ребятам лучше заниматься, исходя из их интеллектуальных и личностных характеристик, но и оценить, подходит ли ребенок для выбранной им специальности.

— Проводя анкетирование, мы спрашиваем респондентов, на какой факультет они в будущем планируют поступать. По результатам мониторинга даем рекомендации, — объясняет Крайнева. — Так вот, из числа тех, кто выбирает инженерно-технический профиль, способности к этому направлению есть только у половины ребят. Так же и по общественной сфере, лингвистике. Посвятить себя педагогике, согласно сформированным способностям, могут лишь 10 процентов от общего количества тех, кто предполагает поступать учиться на учителей и воспитателей. Предпосылки стать успешным архитектором есть у 25 процентов.

Психологи отмечают, что дети и родители прислушиваются к советам. Хорошо, если ребенок принимает участие в двух исследованиях — в 9 и 11 классах. Девятиклассники, видя свои результаты и получив консультацию экспертов по приоритетным профессиональным направлениям и по выработке каких-то личностных характеристик, недостойно сформированных для конкретных специальностей, могут работать над собой: тренировать память, усидчивость, учиться контролировать эмоции, развивать коммуникабельность, подтянуть нужные предметы. И тогда у них после окончания школы не возникнет проблем с поступлением, обучением, трудоустройством. В 11 классе скорректировать что-то уже сложнее — времени мало. Но, как утверждают психологи, всё же возможно. Было бы желание у учащихся и их родителей.