Кто и почему в губернии получил неуд по БДД? Своим мнением делится Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».
С начала года на дорогах области погибли 10 человек. Двое — в Боровичах, двое — в Старой Руссе... Вопрос: где была самая неблагоприятная для жизни и здоровья дорожная обстановка в прошедшем 2014-м? Правильно — в Боровичах и в Старой Руссе.
— В чем дело? — спросил губернатор Сергей МИТИН у главы Боровичского района Марины КОСТЮХИНОЙ на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) при Правительстве Новгородской области.
— У нас понижение по...
— Стоп! У вас 19 погибших. Оценка уже дана.
Жесткий был разговор. Глава региона сразу дал понять: никто не снимал с местного самоуправления ответственности за безопасность движения. 199 жизней — с 1 января по 31 декабря. Плюс почти 10% к показателю смертности в ДТП по итогам 2013 года. Вообще-то, с 2008 года смертность на дорогах уменьшалась, а показатель позапрошлого года — это абсолютный минимум. Но ведь почти 200! Недопустимо много.
Начальник УГИБДД УМВД по Новгородской области Владимир ЛОНСКИЙ привел такие цифры: 1326 ДТП, или 92% от общего числа, совершены вследствие нарушений ПДД водителями. В них погибли 176 человек, 1643 получили ранения.
Правовой нигилизм (выявленных нарушений ПДД — более 200 тыс.), езда под хмельком, недостаток навыков управления автомобилем… Но и состояние дорог, пешеходных переходов — тоже. Вышеназванные проценты никого не должны вводить в заблуждение. На самом деле ГИБДД часто отмечает как сопутствующие причины недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улиц и дорог.
Допустим, в Старой Руссе резко увеличилось число ДТП с участием пешеходов. Сколько пешеходных переходов соответствуют нормативам? Практически нисколько… Несвоевременная уборка улиц от снега. Отсутствие дорожной разметки: нанесли в мае — к осени ее нет. Недостаточно продуманные схемы движения: это уже новгородская «фишка». А чем длиннее пробки, тем злее водители.
ГИБДД выносит массу предписаний об устранении недостатков, направляя муниципальным властям. У тех — другие приоритеты.
Список несделанного пришло время обнулить. Губернатор дал распоряжение в кратчайший срок подготовить перечень улиц и в последующие 5—6 месяцев привести их в соответствие со всеми стандартами безопасности дорожного движения. «Увижу, что эти решения не выполняются, потребую отстранить виновных от занимаемых должностей», — пообещал Сергей Митин.
Отдельным вопросом стала работа автошкол. Их у нас — 47. Успехи очень разные. Например, в Новгородском агротехническом техникуме с первой попытки сдают экзамен на права лишь 17% обучавшихся. В среднем по области — 60,6%. Что, в общем-то, тоже не выдающийся показатель.
Представитель ДОСААФ почувствовал себя задетым за живое:
— До нас не довели конкретную информацию по количеству аварий, совершаемых нашими выпускниками...
— Вы обращались в ГИБДД и вам отказали? — парировал глава области.
А представители некоторых местных комиссий по безопасности движения засыпались на совсем простых вопросах: какую работу проводите? что знают об этом люди? В самом деле, что знают об этом, скажем, в Пестове, Малой Вишере или в Шимске, где аварийность заметно выросла? И ведь не на М10 стоят эти города.
Может, пора этим местным комиссиям пересмотреть состав. Так сказать, усилить команды под серьезную задачу. В областной комиссии так и сделали, приняв в свои ряды, в частности, председателя областной Думы Елену ПИСАРЕВУ, главного федерального инспектора по Новгородской области Алексея КАРМАНОВА, заместителя прокурора области Константина СОМОВА.
Принято предложение начальника ГИБДД о внесении изменений в областной закон от 30 июня 2012 года о наделении органов местного самоуправления полномочиями для создания специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств. На данный момент в регионе функционируют только 10 таких стоянок. Причем цены за парковку должны быть такими, чтобы у нарушителей появился убедительный повод для раздумий.