Четверг, 18 июля 2024

Зачем мы?

О вопросе, который является предупреждением

Фильм Никиты МИХАЛКОВА «Солнечный удар» стал лауреатом премии «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм». Картина снята по произведениям Бунина, но ее нельзя назвать экранизацией. Почему? Об этом — автор.

— Никита Сергеевич, вы подчеркиваете, что «Солнечный удар» — это фильм-предупреждение. Если мы не делаем то, что должны, что считаем правильным, за нас это делают другие, разрушив наш мир и создав свой…

— Наш герой, находясь на краю — и своей родины, и своей жизни — все время задает себе вопрос: «Как это случилось?». Как же так, что всего 13 лет назад, в 1907 году, он плыл по Волге, с ним случился солнечный удар, у него был потрясающий день в маленьком городе, была романтика жизни, а теперь он стоит в холодном лагере для пленных и срезает погоны. «Зачем мы?» — спрашивает другой герой, есаул. Зачем все это, зачем русская литература, зачем мы учили французский, если все доведено до такого крайнего состояния? И мне кажется, что это очень современный вопрос.

И то, что картина вышла именно сейчас, — это важное предупреждение для общества, для здорового общества, о возможных последствиях действий деструктивных сил, той «пятой колонны», которая была всегда и, наверное, всегда будет. Оппозиция должна быть, она должна отрезвлять власть, давать ей возможность задуматься о том, где она ошибается, где политика власти может привести к разрушению. Но когда задачей оппозиции является не помощь власти, а свержение власти, на таких пространствах, как Россия, это может привести к мировой катастрофе.

— Основные претензии у радикальной либеральной оппозиции ведь даже не к власти, а к тому, что страна хочет идти своим цивилизационным путем. Как и в 1917 году, хотят не просто поменять власть, а сменить вектор движения...

— Им не нравится власть, которая ведет Россию невыгодным им путем. Конечно, они не могут успокоиться. Тем более что вся эта публика у нас в стране напрямую срослась с наднациональным бизнесом, серьезно от него зависит и на него работает. Конечно, в ответ на такие мои слова будут говорить, что это поиски ведьм, но ведь это очевидные всем вещи.

— Вы согласны с тем, что Запад начал политику блокады в отношении России не столько из-за возвращения Крыма, сколько потому, что увидел, что наша страна перешла к жесткому отстаиванию своих национальных интересов?

— Для Запада — это катастрофа. Ведь им нужно расписаться в том, что миллиарды потрачены зря — то, что сработало в Грузии и работает на Украине, не срабатывает в России. Запад хитер, но не всем он может управлять — например, генетикой. Сегодня мужчине Путину не с кем разговаривать на Западе — там нет мужчин. Их нет хотя бы потому, что мужчина, который допускает однополые браки (как это сделали, например, Обама и Олланд), — уже не мужчина. Он — нечто, оно. В этом трагедия Путина. Когда был Берлускони, он мог быть кем угодно — хулиганом, бабником, но он был человеком слова. Таким же был и Шредер. Они — конкретные люди. Поэтому я, например, Ярошу доверяю больше, чем всей этой шобле: он конкретен. С конкретным человеком можно договариваться.

— Главный герой вашего фильма пытается понять, как все пришло к краху, и понимает, что он сам не сделал то, что должен был. Это беда русского человека?

— Русский человек долго запрягает, но быстро едет. К сожалению, в такой огромной стране, как Россия, краткосрочные эксперименты превращаются в долгую и мучительную трагедию. Наша интеллигенция часто увлекается легковесной игрой в «ожидание нового» — безо всякой ответственности за это новое. Оттепель 60-х, потом энтузиазм перестройки, потом эйфория 1991 года: свобода, ура! Мы повелись на фарфоровую улыбку Запада, но это просто манера общения, за ней не стоит вообще ничего. А мы повелись, и через полгода два этажа правительства заняли американские консультанты, а наша промышленность стала системно разрушаться: на заводах, где делали ракеты, стали делать кастрюли.

Сегодня не должно быть жалости к врагу, к клеветнику. Невозможно снисходительно улыбаться, слушая явную ложь и пожимать плечами, мол, ну что с них взять?! Это знаменитое на Украине «онижедети» про подпрыгивающих на одном месте зомбированных недорослей мы видим, к чему привело.

Полный текст интервью читайте на сайте www.vz.ru