Четверг, 18 июля 2024

Хрюн на «хрюнделе»

Хозяин «Нивы» показывает, как не надо рыбачить

Дороже всего парковаться на Ильмене: 4 000 рублей за место

Где рыба? Да там же, где и рыбаки.

Зимний Ильмень — как белая пустыня. Идеально ровная, только кое-где виднеются маленькие барханы — торосы. Ветерок, дымка. Видимость близка к нулю.

Сидят! Как застывшие скульптуры, для которых художник придумал только одну позу. Все равно живописно. Фотокору этого мало: когда еще рыбнадзор на снегоходе покатает, надо бы побольше кадров поймать.

— О, рыбка! — несколько плотвичек, уже что-то. — Да вы чемпион!

Мужик машет рукой:

— Какой там...

Иные и вовсе пустые. Настроение, однако, бодрое. День только начался. И главное-то что? Вырваться! «Из города этого», — так произносится, будто город уже просто доконал. И ласковое окончание: «На природу».

Так-то оно так, но добрый клев никому еще на природе не мешал.

Передышку бы!
Между тем крупной рыбы в Ильмене стало меньше. Не навскидку сказано, а доказано проводившимися научными исследованиями. Например, взрослого, способного к воспроизводству судака (это рыба старше 4–4,5 лет) — всего 1% от общего поголовья стада судака.

Игорь ВИКТОРОВ, руководитель отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области, видит проблему так.

— Браконьерство? Надо бороться, и боремся. Помните инженера, которого мы при вас осенью на Волхове задержали? С сетью, уловом в лодке. Полиция отработала материал: привлечен к уголовной ответственности. У таких, как он, рыбалка — основная работа. Если по доходу. Десятки тысяч, сто тысяч и более может за месяц набраконьерить. Конечно, надо таких ловить и примерно наказывать. Так в 2014 году возбуждено 9 уголовных дел за аналогичное преступление. Штрафом не всякого убедишь. А вот конфискация лодки — другое дело. Ну и прилавок из-под них выбивать надо — перекрывать каналы незаконного сбыта. Но это лишь часть беды... Сейчас разрешен промысловый лов в нерест. Официально, федеральными правилами рыболовства. У нас в рыбнадзоре — несколько тысяч обращений от новгородцев, жителей области, понимающих, что в нерест не должно быть послаблений никому: ни любителю, ни промысловику. Но для корректировки правил, рыбопромысловых квот нужно с цифрами в руках доказывать, что нашему главному водоему нужен отдых. Год, два или даже больше — пока не скажу. Неспроста мы аккумулировали все силы — наш отдел и новгородская лаборатория «ГосНИОРХ» даже работают теперь в одном здании.

Крупной рыбы в Ильмене всё меньшеДоходы за отходы
73 миллиона рублей. На такую сумму, по данным Игоря Викторова, в прошлом году был причинен ущерб водным биологическим ресурсам одним только «Белгранкормом» одним только залповым сбросом нечистот. «Птичник» расположен близ Холовы, впадающей в Мсту, которая несет свои воды в Ильмень.

— У нас по аналогичному случаю была долгая тяжба с предприятием, — говорит Игорь Александрович. — Никто не хочет платить за ущерб. При этом полно предприятий — больших и малых, — сбрасывающих неочищенные сточные воды. В районе деревни Котовицы «Новгородским беконом» ручей, откровенно говоря, загажен. Если в срочном порядке не будет принято никаких мер по усовершенствованию очистных сооружений, мы будем вынуждены ставить вопрос о закрытии экологически опасного выпуска.

Иными словами, судебных исков будет все больше и больше.

— Штрафы не могут сполна компенсировать ущерб, — считает Викторов, — однако эти средства можно и будем использовать для мелиорации. Места нереста рыбы заросли, заилились. И эту проблему тоже надо срочно решать. На сегодняшний день лабораторией «ГосНИОРХ» определены на озере Ильмень и в его пойме места и виды рыбохозяйственной мелиорации. Где-то надо углубить дно, очистить от ила и намывов песка, где-то скосить камыш. Это улучшит нерестовый ход рыбы, создаст благоприятные условия для развития молоди и обогатит видовой состав.

Свою лепту в загрязнение Ильменя вносят и рыбаки-автомобилисты. По весне следы их пребывания — маслянистые пятна на поверхности воды. Ну и всяческий мусор — как без этого? Ведь у многих наших сограждан никак не укладывается в голове, что нельзя бросать банки-склянки там, где «хорошо сидели». Поэтому не укладывается и в багажнике.

Я — не я, и лунка не моя
Со стороны Козынева — наш рейд начался там — в этот раз было вроде как цивильно. Может, система оповещения сработала? Идем на Береговые Морины. Снегоход прет что надо. «Ямаха» Викторова явно радует. Еще бы, не так часто рыбоохрану балуют техническими обновами. Хотя в последние годы наметился прогресс.

В Моринах, вернее, в добром километре от них — как в другом государстве. Куда больше комфорта люди себе позволили: с десяток машин припаркованы на льду. Ничего не скажешь, удобно. Естественная защита от ветра. Пусть пешеходы прячутся за клеенкой, строят снежные крепости.

«Снимать меня не надо! — сердится рыболов, пробуривший лунку рядом со своей «Нивой». — Не имеете права».

Неподалеку другой, к тому же еще и рыбачит запрещенными средствами лова — жерлицами.

— А вон та не моя! — показывает мужик на лунку метрах в двух от той, где сидит.

— А чья?

— Понятия не имею!

Викторов — за руль. Мужик — бегом к «чужой» лунке. Ну да, время сматывать удочки!

Впрочем, рыбоохрана была настроена миролюбиво: «Сегодня у нас мероприятие профилактическое». То есть за мелкие нарушения (вроде пары жерлиц) и за выезд на лед никого не протоколили, только предупреждали.

На самом деле народ в курсе дела:

— Да знаю, знаю. Двести метров — водоохранная зона! А где указатели?

— Будут! — обещает Игорь Александрович. — Хотя незнание закона...

— Ну так-то да...

Хорошо показывать свою осведомленность тому, кто оставил авто на берегу. Где только, интересно? Двести метров — это же на суше, от среза воды. Кстати, любителям летнего отдыха и рыбалки, загоняющим свои тачки чуть ли не в воду, тоже надо держать в уме «зону 200». Ближе, если нет специально оборудованных площадок с твердым покрытием, подъезжать воспрещается. А где они есть, эти площадки? Так что можно легко налететь на 3–4 тысячи рублей вразумительного штрафа. Не верите? Приедут и к вам.

Информация к сведению: за зимнюю парковку в этом месяце привлечены к административной ответственности уже около 30 нарушителей.

Только факты
С начала 2015 года отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области вскрыто более 70 правонарушений. Преобладают нарушения правил рыболовства, а также загрязнение водоохранных зон и акваторий рыбохозяйственных водоемов.

В январе вынесено два судебных решения в отношении лиц, виновных в незаконной добыче водных биоресурсов. Браконьеры наказаны обязательными работами. Кроме того, конфискованы в доход государства катера, при помощи которых осуществлялся незаконный лов.

Хрюн на «хрюнделе»Во время последнего совместного с сотрудниками полиции рейда выявлено несколько случаев незаконного лова рыбы на озере Ильмень (с использованием жерлиц), а также изъято 25 незаконно установленных сетей. Ведется контроль за соблюдением правил лова рыбодобывающими предприятиями.

Напоминаем всем любителям и профессионалам рыболовного дела, что с 3 февраля 2015 года вступают в действие новые правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна.

Владимир БОГДАНОВ (фото)