Четверг, 18 июля 2024

Игра в солдатики

Школьный музей располагает полной информацией о боевом пути 59-й армии

Новгородские шестиклашки реконструируют операцию по освобождению Новгорода в январе 1944 года

Нашим героям всего по 12–13 лет. Они учатся в средней школе № 33 Великого Новгорода.

Два раза в неделю после уроков собираются на занятиях в студии-мастерской реконструкции исторических событий в миниатюре «Исток». В прошлом году совместными усилиями воссоздали Ледовое побоище, сделав своими руками более 200 экипированных по всем правилам военного дела того времени фигур немецких рыцарей и русских ратников, а кроме того, смастерили лошадей и оружие. В этом учебном году перед ребятами стоит другая задача: к 9 Мая представить панораму Новгородского кремля конца января 1944 года.

Увлечение из детства
Две недели назад 33-й школе было присвоено имя генерал-полковника Ивана Коровникова, в январе 1944 года руководившего наступлением 59-й армии, бойцы которой и выбили немцев из Новгорода. В музее учебного заведения об этом событии рассказывают многочисленные документы. Поэтому для руководителя студии учителя технологии Андрея МИХАЙЛОВА вопрос о том, какую новую тему задать ребятам для работы в этом образовательном сезоне, не стоял. Однозначно: освобождение города на Волхове.

— По себе знаю: военная тематика всегда интересна мальчишкам, — рассказывает новгородец. — Мое увлечение исторической мини-реконструкцией пришло из детства. Тогда мы с пацанами сами лепили, вырезали из дерева, из жестянок клепали солдатиков, танки, орудия. И такие баталии устраивали! После школы я по технической части пошел, на предприятиях трудился. Но всегда параллельно вел разные кружки для детей в домах культуры — учил их самостоятельно придумывать разные нужные приспособления и собственноручно их мастерить. Долгое время жил в Боровичах и по хозяйственной части работал в филиале Новгородского музея-заповедника. Именно там увлекся краеведением, военной историей. Даже курсы экскурсоводов закончил. Тогда же вновь вспомнил и о своем подростковом увлечении — делать фигурки бойцов. Начал к этому делу и своих ребятишек из кружков привлекать. А два года назад переехал в Новгород, устроился в школу и сразу же организовал студию-мастерскую.

Фигуры особой важности
За это время идея заинтересовать учащихся историей через самодельные игрушки превратилась в авторский проект. Что касается школы, то Михайлов начинает завлекать к себе в студию ребят начиная с 5 класса. Однако педагог готовится и к работе с учащимися начального звена. Он ведет кружки для детей подготовительных групп в нескольких детсадах. Говорит, что есть очень талантливые непоседы, с которыми он с удовольствием бы продолжил заниматься, если они придут в первый класс в школу № 33.

— Конечно, с дошколятами мы особо не углубляемся в военную историю, — делится секретами работы с малышами Андрей Николаевич. — Но я им на наших занятиях, — когда лепим, скажем, Змея-Горыныча, — рассказываю о русских богатырях из былин и сказок. И многие, после того как закончат делать дракона, принимаются за Илью Муромца. А я помогаю и объясняю, кого на Руси богатырями называли, что это были за воины, кому служили, как выглядели, в каких битвах участвовали. Вот так через игру подвожу их уже к более серьезным темам.

На то, чтобы сделать эту часть панорамы, у детей ушло пять месяцев и 50 коробок пластилинаМы беседуем с педагогом после уроков в его мастерской, где полным ходом идет работа над панорамой Новгородского кремля 1944 года. Шестиклассники с гордостью показывают то, что уже сделано: часть кремлевской стены и две башни по обе стороны от арки, что ведет к Горбатому мосту. Внутри разрушенные здания. Первый этаж и подвал немцы превратили в укрепления. К Дню освобождения города, 20 января, школьники успели сделать треть панорамы. Но к 9 Мая должны закончить всю работу, потому что в двух музеях запланирована ее экспозиция.

Ребята признались, что до занятий в студии даже представить себе не могли, что так трудно, но и одновременно интересно придавать нужную форму пластилину, рассчитывать пропорции фигур, изучать оружие, роды войск, детали военных операций. На то, чтобы вылепить одного солдата, уходит три-четыре дня. А потом еще приходится что-то переделывать.

— Когда пришла в студию, думала, легко будет. Ну подумаешь, солдатика сделать. А оказалось, столько нужно знать из истории! — делится впечатлениями Диана СОКОЛОВА. — Я в Интернете нашла фотографию офицера и решила такого вылепить. Показала Андрею Николаевичу, а он говорит, что обмундирование не то. Потом прочитала, что в начале войны одна форма была, а в конце уже другая. И оружие тоже.

Михайлов говорит, что у ребят, которые занимаются в его студии, особый план и на уроках истории. Помимо обязательной программы реконструкторы выполняют задания по углубленному изучению отдельных тем. Например, родов войск Красной армии, легкого, тяжелого вооружения, переломных моментов в ходе войны. Потом школяры выступают с докладами по этим темам, причем не только на основных уроках, но и в студии.

Кремль — наш!
— Мы, прежде чем взяться за панораму, засели за изучение документальных источников, — продолжает разговор Михайлов. — И выяснили, что во многом успешному наступлению наших войск под Новгородом способствовал вспомогательный удар со стороны озера Ильмень. Операция по освобождению города началась 14 января. Однако в этот день была нелетная погода, что не позволило нашим штурмовикам нанести удар с воздуха. Была проведена только артподготовка, которая уничтожила первую линию обороны немцев, но оставались еще две. Из-за оттепели командование 59-й армии не смогло пустить в ход танки, поскольку была опасность, что машины увязнут в новгородских болотах. Тяжелое вооружение удалось применить только спустя два дня, когда ударили морозы. И вот чтобы не застопорить наступление, не дать возможности противнику опомниться, по льду Ильменя под прикрытием тумана на аэросанях и с легким оружием в сторону Новгорода двинулись наши бойцы. Немцы не ожидали такого. Внезапность сыграла нам на руку. В общем, мы с ребятами пришли к выводу, что именно благодаря этому дополнительному удару, который поддержал наступление основных сил 59-й армии, Новгород и был освобожден 20 января 1944 года, а не позже.

Собственно, ход этой наступательной операции советской армии участники студии «Исток» и пытаются изобразить. Им еще предстоит из серых пластилиновых кирпичиков полностью достроить кремлевскую стену по всему периметру, а макетами аэросаней, фигурками лошадей, солдат в белых маскхалатах и с винтовками показать, как шло наступление от Ильменя. Со стороны Ленинграда пустить по полю танки, артиллерию, пехоту. И водрузить красный флаг над кремлём.

Владимир БОГДАНОВ (фото)