Четверг, 18 июля 2024

Со второго удара

Пленные немцы в освобождённой Батецкой

12 февраля 1944 года была освобождена станция Батецкая

22 января 1944 года Военный совет Волховского фронта представил Ставке ВГК «план развития Новгородско-Лужской операции».

Главными целями войск фронта были обозначены освобождение Луги силами 59-й армии, а также Октябрьской железной дороги совместными действиями 8-й и 54-й армий.

План Ставка ВГК одобрила, но предписала войскам фронта овладеть Лугой не позднее 30 января. Задача была сложной, однако внезапное и стремительное наступление на Лугу давало нам шанс окружить 18-ю армию противника, отступавшую из районов Чудова, Любани и Тосно. Для этого 59-я армия сразу после освобождения Новгорода нанесла удар вдоль железной дороги Новгород — Луга через станцию Батецкая, чтобы перерезать железные дороги Батецкая — Пушкин и Луга — Красногвардейск. Затем совместно с войсками Ленинградского фронта она должна была окружить и уничтожить любанско-чудовскую и мгинскую группировки немцев, а после этого — наступать в направлении Батецкой и Луги.

Причем Батецкой (в военных сводках — иногда Батецк*) придавалось огромное значение. С ее захватом мы отрезали пути отхода северной группировке фашистов. Для них дорога Оредеж — Батецкая была, по сути дела, единственной рокадой, по которой можно было как-то маневрировать своими полками и дивизиями, входившими в любанско-чудовскую и мгинскую группировки.

Но немецкое командование, понимая серьёзность ситуации, сумело оперативно усилить свою группировку в районе Луги. Встретив упорное сопротивление, 59-я армия не сумела к концу января выполнить поставленную Ставкой ВГК задачу. Левым флангом армия за несколько дней ожесточенных боев продвинулась вперед в западном и юго-западном направлениях, перерезав железную дорогу Ленинград — Дно в районе станции Передольская и шоссе Луга — Шимск в районе поселка Медведь и вышла к окраинам Шимска. Центр и правый фланг застряли на подступах к Батецкой.

Далее предоставим слово Ивану Катышкину, который в то время был заместителем начальника оперативного отдела штаба 59-й армии. В своих мемуарах «Служили мы в штабе армейском» (1979) он пишет:

«Приказом командования фронта нам ставилась задача: по-прежнему нанося главный удар в общем направлении на Лугу, овладеть в ближайшее время рубежом Оредеж, Батецкая и уже потом городом Луга… С 7 по 12 февраля мы ввязались в тяжелые бои за станцию Батецкая и прилегавшие к ней деревни. И вот 12 февраля 286-я стрелковая дивизия этого корпуса, обойдя своими частями станцию Батецкая с севера и юго-запада, штурмом овладела ею. Теперь у фашистов до самой Луги не осталось практически ни одного заблаговременно оборудованного оборонительного рубежа».

Успеху способствовало и то, что войска 67-й армии, наступая на Лугу, к исходу дня 8 февраля охватили лужскую группировку противника с запада и севера. Как и под Чудовом, как под Новгородом, немцы вынуждены были отступать, избегая угрозы окружения.

Совинформбюро сообщило:

«В течение 12 февраля на ЛУЖСКОМ направлении наши войска, сломив сопротивление противника, овладели районным центром Ленинградской области и железнодорожным узлом БАТЕЦКАЯ... Наши войска полностью очистили от противника железную дорогу ЛЕНИНГРАД — БАТЕЦКАЯ — НОВГОРОД и вплотную подошли к городу ЛУГА, где завязали бои на окраинах города».

По данным комиссии по расследованию фашистских злодеяний, из 180 населённых пунктов Батецкого района сохранились полностью только 10, уничтожено частично — 118, полностью — 52. В Велегощинском, Вольногорском, Заболотском, Заосском, Теребонском сельсоветах не осталось ни одного человека. А в Нехинском, Черновском, Раглицком сельсоветах после оккупации насчитывалось от 30 до 50 человек. Немцами были сожжены 16 колхозных мельниц, 36 кузниц, 246 скотных дворов, 278 гумен, 4164 хозяйственные постройки. Непосредственно в Батецкой из 18 двухэтажных домов сгорели 17. Уничтожены 65 одноэтажных домов, Дом Советов, Дом культуры, детский сад, больница, вокзал, баня, аптека. Жизнь нужно было начинать заново…

* Название села происходит от деревни Батецко (известна с XVI века), располагавшейся в 5 км от станции. Первоначально по проекту линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги должна была проходить вблизи деревни Батецко. Уже станции присвоили это название, но жители деревни «к властям обращались, дань собирали», чтобы дорога не шла по их земле. В итоге рельсы обогнули деревню, и появилась станция Батецкая отдельно от деревни Батецко.

Фото из архива «НВ»