Четверг, 18 июля 2024

Курс молодого борца

Кому писать, чтобы в подъезде починили почтовые ящики? Рассуждает Вэли ДЖОКЕР, независимый созерцатель.

Давеча случилась в квартире неприятность: протекла труба. Я рвался сам все починить, но семейство категорически против. Велели вызвать сантехника, «чтоб не было, как в прошлый раз». А что — в прошлый раз? Ну подумаешь, пол немного залил. Так ведь даже к соседям не протекло! Нашли из-за чего панику разводить.

Но против воли домочадцев не попрешь. Позвонил я в управляющую компанию, и молвила мне трубка голосом человечьим: «Сантехник к вам прийти не может. Он очень занят. Он на печи лежит. Вот недельки через две освободится — тогда и звоните». Пригорюнился я, закручинился, да и починил все сам. Не ждать же было!

А почему? Да потому, что человек я темный и неграмотный. Уже потом мне добрые люди объяснили, что есть такая штука — Школа грамотного потребителя. Там как раз учат, как с ЖКХ совладать.

Пошел читать, что про эту школу в Интернете пишут. Оказывается, 26 февраля в Новгород приезжал заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин. Посетил он нас, разумеется, не просто так, а чтобы обсудить накопившиеся проблемы в подконтрольной ему сфере. Это, надо полагать, была неприятная часть поездки.

Приятная состояла в том, что Сидякин вручил сертификаты первым выпускникам Школы грамотного потребителя. Таких набралось 45 человек. Героические, кстати, люди. Я даже не шучу.

На протяжении двух месяцев вместо того, чтобы по вечерам телевизор смотреть и с супругой чай пить, ходить на лекции — это не каждый сможет. Я бы не смог, сбежал бы. А они читали жилищное законодательство, учились решать конфликты с управляющими компаниями. Даже психолог им помогал — консультировал, как лучше вести себя в стрессовых ситуациях. А с тем, что вся наша сфера ЖКХ — один сплошной стресс, я согласен. То трубы ломит, то кран отваливается, то еще какая напасть приключается.

Уже и вторая партия желающих грамотно потреблять набрана и приступила к занятиям с 3 марта. Даже наша старшая по подъезду задумываться стала, может, ей туда дорога? Спросила у меня совета, когда заходила предупредить, чтобы я в среду сидел дома, потому что будут газовые плиты проверять. А что я отвечу? Тут так просто не разберешься.

С одной стороны, просвещать народ нужно. Мы же до сих пор в понятиях путаемся. Вон, Александр Сидякин говорил, что народ письма Путину пишет, просит починить почтовые ящики в подъезде. Это, конечно, не дело. Но с другой стороны, вот выучу я, к кому нужно обращаться, и приду, вооруженный законами, в управляющую компанию, чтоб им сказать про эти самые ящики: мол, старые они, заменить бы надо. «Да, — скажут мне, — старые, а денег на новые нет. Такова реальность».

Но ладно ящики с их сомнительной эстетической ценностью. Есть ведь и поважнее проблемы: отопление не греет, на верхних этажах напор воды слабый из-за того, что трубы старые, забитые. Ну допустим, напишу я официальное обращение в управляющую компанию, ну придет от них отписка или, может, даже какие-то люди появятся, подтвердят, что все так и есть. Только ведь это проблему не решит. В суд подам — разбирательство может годами тянуться, а в квартире от этого не потеплеет.

Я к чему веду? К тому, что пока нет у нас, жильцов, реальной власти, всякие там школы положение дел кардинально не изменят. А значит, нужно менять саму систему ЖКХ. Знаю, занятие это непростое, а ситуация ух какая запущенная.

Фонд содействия реформированию ЖКХ появился только в 2008 году, а до того аж с 1993 года никто капремонтами всерьез не занимался. Представляете, сколько проблем накопилось? А разгребать их приходится методом проб и ошибок. Схожей системы ЖКХ нигде нет. В Финляндии, как и у нас, суровый климат, но там многоквартирных домов мало — все больше малоэтажки. Вот и вынуждены наши чиновники до всего доходить своим умом. Процесс идет медленно, шаг вперед — два шага назад.

Власти говорят, что когда-нибудь у нас и система ЖКХ будет более открытой, и капремонты будут делаться, все будет. Понять бы только, когда. Боюсь, на такой заковыристый вопрос мне даже в Школе грамотного потребителя не ответят.