Четверг, 18 июля 2024

Старше 16

Музеи вынуждены лавировать между храмом и Диснейлендом, утверждает Анна МЕЛЬНИКОВА,
обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

В конце прошлой недели в Великом Новгороде состоялось заседание Союза музеев. Представительный трёхдневный форум, на который съехались руководители государственных музеев со всей страны, стал своеобразным подарком для Новгородского музея-заповедника. 18 мая он торжественно отметит 150-летие.

Заседание при участии заместителя министра культуры РФ Елены МИЛОВЗОРОВОЙ, главным образом, было посвящено тому, как музеям отстоять свои интересы перед государством и перед публикой. У одного в приоритете показатели, у другой — развлечения. При этом сами музейщики настаивают на том, что музей — это священная территория, на которой действуют свои традиции. Нередко забывается, что он — роскошь, но роскошь, доступная всем. Да и рассуждения о нём в сугубо экономической терминологии — «что диктует рынок», «потребности потребителя» — рискуют свести музей до услуги.

В нынешних реалиях музеи не являются исключением. Перед ними, как и перед любым другим ведомством, ставятся плановые задания. Допустим, государство требует увеличения проводимых выставок, но при этом спускаемая сверху задача финансово не подкрепляется. Как отметил президент Союза, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ, в последнее время бюрократии становится больше, а денег — меньше.

Тем более что по карману музеев существенно ударило решение Минкультуры о бесплатном посещении федеральных музеев детьми в возрасте до 18 лет, принятое в начале этого года. При этом чиновники не учли, что у некоторых музеев 80% внебюджетного дохода составляли именно «детские деньги». Финансовые потери пока компенсированы не были. Эрмитаж, кстати, себе такую льготу позволить может. По словам

Михаила Пиотровского, 20 лет дети и подростки пользуются правом его бесплатного посещения. Но им подобное удовольствие оплачивается из карманов самого Эрмитажа и его сотрудников. В настоящее время подготовлено коллективное обращение от руководителей музеев, чтобы возрастной ценз бесплатных посетителей снизить до 16 лет. В министерстве обещали его рассмотреть.

— Отсутствие системы компенсаций рушит все добрые дела. То, что сейчас происходит, — это эксперимент. Музеи считают деньги, посещения. На этой основе они будут реализовывать свои социальные программы, — сообщил президент Союза.

Между тем всё отчётливее в кругу музейщиков звучит страшное слово «оптимизация». Как рассказал Пиотровский, оно подразумевает организацию эффективного управления. Остаётся надеяться, что без сокращения кадров и площадей. В чём она конкретно будет выражаться и что подразумевает под собой эффективность музея — пока не ясно. Решения ищутся, на то и созывали главных музейщиков со всей России.

Если учитывать количество посещений музея, то оно может оказаться не самым лучшим показателем для оценки его результативности. Руководитель Новгородского объединённого музея-заповедника Наталья ГРИГОРЬЕВА видит эту самую результативность, успешность музея в том, какое звучание он придаёт региону в целом. Благодаря архитектурным памятникам Великий Новгород получил строгую репутацию города, где зародилась российская государственность.

— Из 113 объектов музея около 90 памятников — культового направления. Поэтому в этих зданиях не устроишь никакие развлечения. Для нас главное — работать со школьниками, семьями. Сейчас мы позволили преподавателям проводить уроки русского языка и истории в стенах музея, а также во всех его филиалах. Тридцать педагогов уже откликнулись. Кроме того, подготовлено 100 мультимедийных презентаций по темам, в которых сопряжены литература и история, — сказала она.

Уроки под ключ в музее — конечно, не аттракцион. Но если их провести зрелищно, то, в принципе, и миссия музея будет без урона сохранена — делать культурное наследие доступным для восприятия нового поколения. А оно ведь иногда такие перлы выдаёт. Например, надпись на мемориальной табличке можно прочитать и так: «От этих стен, от Святой Софии уходили дружины Александра Невского в 12.40—12.47».

Это не байка, а реальный случай из практики экскурсовода, проводившего экскурсию для младших школьников.