Среда, 17 июля 2024

Вирусы среди нас,

или Почему прививок много не бывает

Российский Национальный календарь по вакцинопрофилактике включает 12 прививок, американский — 18. Там — страховая компания никогда не заключит договор с тем, кто не привит, у нас среди родителей всё больше распространяется мода, когда взрослые отказываются прививать детей.

Cогласно данным управления Роспотребнадзора по Новгородской области количество детей, не вакцинированных от полиомиелита, в регионе растет с каждым годом. Три года назад их было 565, в прошлом году — уже 697. О том, почему безобидных детских инфекций не бывает, какие прививки ещё не помешало бы сделать обязательными и как обеспечивается коллективный иммунитет, корреспондент «НВ» беседует с заместителем руководителя управления Ириной ИВЧЕНКО.

— Ирина Владимировна, некоторые новгородские родители объявили бойкот и пробе Манту. Знаю, что отец ребёнка, которого из-за отсутствия туберкулиновой пробы отстранили от занятий в одном из новгородских детсадов, теперь через суд требует, чтобы заведующая отменила это решение. Специалисты управления были привлечены к рассмотрению этого дела?

— Они были приглашены в качестве третьих лиц, поскольку ситуация касалась сохранения эпидемиологического благополучия. Дело родитель проиграл, но в настоящее время он требует его пересмотра в областном суде. Сейчас против проведения туберкулинодиагностики в областном центре сформировалась группа родителей — около 100 человек. И информацию они подают однобоко. Говорят о своих правах, заложенных в Конституции, но забывают об обязанностях. А согласно её 55-й статье права и свободы человека могут быть ограничены, в частности, если необходимо защитить здоровье других граждан. Необследованный ребёнок по туберкулёзу может представлять угрозу для остальных детей в детсаду как источник возбудителя инфекции.

— А в чём вы видите причину того, что число родителей, не желающих прививать своих детей, увеличивается?

— На фоне снижения заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями у людей появилось ощущение некоего благоденствия. При этом они забывают, благодаря чему это произошло. А причина в том, что 95 процентов населения области вакцинированы. Вспомните ситуацию середины 90-х годов. С распадом Советского Союза расстроилась и система вакцинации — государство элементарно не финансировало её. В результате — в области вспышка дифтерии и смертельные случаи от неё, в том числе и среди детей. И это в конце ХХ века!

— Каким может быть основной аргумент в пользу того, что иммунопрофилактика необходима?

— Встреча с реальным возбудителем инфекционного заболевания нередко заканчивается поражением внутренних органов и систем. Заболевание может протекать в лёгкой или тяжёлой степени и даже привести к летальному исходу. Например, паротит, который в народе называют свинкой, может ограничиться воспалением слюнных желез, а может перейти в энцефалит. Опасен он для мальчиков, поскольку в будущем может привести к бесплодию. В этом году паротитом в тяжёлой форме заболел один непривитый школьник, получивший инфекцию от своего родственника из Узбекистана. До этого случаи паротита не регистрировались с 2008 по 2014 год.

Вакцина — это всегда ослабленный и дозированный возбудитель инфекции, который вызовет выработку в организме антител и тем самым защитит его. Удивляет, что родители, которые сами привиты, отказывая своим детям в прививках, лишают их права быть защищёнными. Вакцинировать или не вакцинировать конкретного ребёнка, должны решать профессионалы, а не советчики с сайтов, специально созданных для агитации против прививок.

10prvivka

— В феврале этого года была зарегистрирована краснуха у четырёх иностранных студентов НовГУ. Ситуация считалась экстраординарной?

— Ситуация относилась к чрезвычайным, поскольку произошло резкое увеличение показателей по краснухе — последний зарегистрированный в регионе случай произошёл в 2012 году. И тем более, что один из заболевших студентов учился в Институте медицинского образования и мог выходить на практические занятия в больницы областного центра. А там могут находиться непривитые дети. Было подготовлено постановление главного санитарного врача области о необходимости проведения вакцинопрофилактики среди студентов университета. Сейчас она и проходит в авральном порядке.

— В этой связи вспоминается и лихорадка Эбола. В прошлом году она наделала много шума в СМИ, но сегодня новостей про неё практически нет.

— На сегодня эпидемия приостановлена. В конце 2014-го прошла информация о том, что американцы разработали вакцину против лихорадки Эбола. Всемирная организация здравоохранения разрешила её использование. Шансы, что болезнь проникнет на территорию нашей области, весьма низки. Прямые рейсы со странами Африки имеют Санкт-Петербург, Москва, но там в аэропортах действуют санитарно-карантинные пункты.

— А какая инфекция вызывает у специалистов в настоящее время наибольшую обеспокоенность?

— Пожалуй, ротавирусная и норовирусная инфекции, поражающие желудочно-кишечный тракт. Они представляют большую угрозу для здоровья и жизни детей младшего возраста. Эти инфекции способны вызвать сильное обезвоживание организма. Идут переговоры о том, чтобы включить вакцину против ротавируса в Национальный календарь прививок. Но проблема в том, что у нас в стране эту вакцину не производят, а зарубежная стоит дорого.

— Складывается впечатление, что ротавирусы и норовирусы появились не так давно, как будто прежде они не существовали в природе.

— Ещё пару десятилетий назад основными возбудителями кишечных расстройств были бактериальные инфекции: дизентерия и сальмонеллёз. Сейчас медики научились распознавать всё больше и больше возбудителей. Среди них преобладающее положение занимают те, что вирусной этиологии. Эпидемиологи ещё в 80-е годы прошлого столетия предсказывали: наступает эпоха вирусов. Не мы с ними будем бороться, а они — с нами. Заразиться ими в отличие от бактерий гораздо легче. Так, чтобы заболеть дизентерией, необходимо получить порядка десятков тысяч микроорганизмов, вирусом — достаточно одного десятка экземпляров.

Фото из архива «НВ»