Среда, 17 июля 2024

Два бойца

Ахматши Тюленбаев и Яков Пилипенко закрыли собой амбразуры немецких дзотов

В Поддорском районе установят памятник друзьям, повторившим подвиг Александра Панкратова

Сегодня кто-нибудь наверняка отыщет в этой истории пресловутые политические соображения — про двух друзей Якова Пилипенко и Ахматши Тюленбаева, украинца и киргиза, закрывших в бою у поддорской деревушки Сосновка своими телами амбразуры немецких дзотов.

Хотя политики тут никакой — просто подвиг, которому в Самбатове, где находится центральное воинское захоронение в Поддорском районе, хотят поставить памятник. Нашлись такие люди.

Впрочем, люди нашлись еще раньше. В 2007 году краеведческий музей в Поддорье возглавила Светлана Тихонова. Человек оказался на своем месте. Она-то и взялась всерьёз за восстановление хроники Великой Отечественной на поддорском направлении. Свидетельство этой работы, не останавливающейся и по сей день, — один из музейных залов, полностью посвященный событиям 70-летней давности: многочисленные фотографии, карты боевых действий, находки поисковиков, начиная от винтовки Мосина и заканчивая солдатской ложкой. Трудно представить, что Тихонова может чего-то не знать о шедших здесь боях.

И про тот бой, в котором погибли два друга, тоже может рассказывать без бумажки. Дело было на берегу реки Редья у деревни Сосновка, которую форсировала 23-я гвардейская стрелковая дивизия. Немцы здесь здорово укрепились — засели в дзотах и били по атаковавшим их красноармейцам из пулеметов. Подавить их огневые точки было нечем, потери росли, а Сосновку нужно было вернуть.

— Уничтожить вражеские огневые точки вызвались два солдата отдельного лыжного батальона — пулемётчик Тюленбаев и автоматчик Пилипенко, — рассказывает Тихонова. — Они поползли по снегу к дзотам и в нескольких метрах от огневых точек выпрямились во весь рост, чтобы метнуть в амбразуры по гранате. Не помогло. Тогда уже тяжело раненный Пилипенко бросился телом на амбразуру, после чего один пулемет наконец замолк. Но продолжалась стрельба из второго дзота, и Тюленбаев, видевший гибель друга, бросился на него, закрыл щель собой.

Воспользовавшиеся минутной тишиной гвардейцы пошли в атаку, которая и предрешила исход того боя. Передовые части дивизии в тот день прорвали главную полосу обороны противника и вышли на шоссе Старая Русса — Холм, в 30 километрах южнее Старой Руссы.

— Такие случаи самопожертвования были на слуху у красноармейцев, — продолжает Тихонова. — Имелись в дивизии и свои герои — политрук Александр Панкратов, который своим телом во время боя закрыл немецкую амбразуру, и Михаил Родионов, в 1941 году во время боев в Заполярье взорвавший гранатами себя и окруживших его немецких егерей одной из лучших горных дивизий вермахта. Двойному подвигу Пилипенко и Тюленбаева дивизионная газета посвятила листовку, которую тут же разослали в войска.

После боя двух друзей похоронили у Сосновки, а уже после войны их прах, как и останки других бойцов, покоившихся в одиночных могилах, перенесли на общее захоронение в Самбатове, в девяти километрах от Поддорья. Имена киргиза и украинца выбиты на мемориальной плите. «Ни тот ни другой почему-то так и не получили Звезду Героя Советского Союза», — недоумевает Светлана Михайловна.

В поддорском музее очень хотели установить обелиск двум бойцам, но не было средств. Однако, как выяснилось, о подвиге друзей помнили и на родине Ахматши Тюленбаева. В прошлом году на Светлану Тихонову вышел Бакыт Орозов. Общественник, живет в Москве, занимается проблемами межнациональных отношений, хочет подтянуть спонсоров и установить памятник, посвященный подвигу земляка в тех местах, где он погиб. Ему помогает Светлана Лаптева, координатор поискового движения в Киргизии, корреспондент газеты «Вечерний Бишкек».

Но, по мнению Тихоновой, на этом памятнике должны быть имена и Тюленбаева, и Пилипенко. Родились они на разных концах страны Советов — Яков на Полтавщине, Ахматши — в селе близ озера Иссык-Куль, — но вместе воевали, вместе погибли, уж сколько лет вместе в могиле лежат... Выходит, и слава — одна на двоих. И никто с этим не спорит.

Пока Орозов и Лаптева совместно со специалистами администрации райцентра обсуждают детали будущего памятника: материал, сроки и точное место установки. Планируют всё сделать до конца Всероссийской Вахты памяти, которая завершится накануне Дня Победы.

Фото из архива Поддорского краеведческого музея