Среда, 17 июля 2024

Шествие мертвецов

Бой близ деревни Беглово был очень жестоким

Эсэсовцы Модера нашли свои могилы у станции Беглово

В начале 1942 года у командующего 16-й немецкой армией генерал-полковника Буша возникло много поводов для беспокойства. Русские перешли в наступление по всему фронту.

Пришлось срочно перебросить под Старую Руссу от Лычкова подразделения моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Катастрофически складывалась обстановка для 290-й пехотной дивизии барона фон Вреде в низовьях Ловати, где наступала наша 180-я стрелковая дивизия.

 

Немцам грозило полное окружение и уничтожение. Такая задача и была поставлена перед командиром 180-й дивизии. И вот дополнительно к этому возник очаг напряжённости к востоку от Полы, в районе железнодорожной станции Беглово. Система снабжения фашистов по железной дороге была близка к краху.

Немецкая разведка докладывала, что в районе Беглова сотни русских просачиваются сквозь сеть опорных пунктов 290-й пехотной дивизии. Действовать, как наши, немцы не могли. Экипировка немецкого солдата не позволяла делать то, что для русских было обычным. С завистью смотрели враги на снаряжение русского пехотинца. Шубы, телогрейки, валенки, меховые рукавицы, белые маскхалаты позволяли русским часами лежать в снегу и, соблюдая полное молчание, проходить незамеченными через посты и полосы охранения. Уже 8 января, по оценке немцев, около 300 русских напали на станцию Беглово и захватили её.

Это были бойцы из 202-й стрелковой дивизии полковника Штыкова. Обескровленная непрерывными боями дивизия была малочисленной и слабо оснащена оружием и боеприпасами. Вскоре немцы нанесли отсечный удар. Понеся тяжёлые потери, мы отошли на исходные позиции.

Вот что пишет об этих событиях бывший военфельдшер 645-го полка 202-й дивизии Михаил Терк:
«Оружия было мало, в основном винтовки и карабины. И то не всем хватало. Когда пошли в тыл противника, в полку было 2 станковых и 4 ручных пулемёта. Автоматов не было. Я вспоминаю первый бой нашего батальона в тылу противника за станцию Беглово. Ведь люди очень устали, в январские морозы, по глубокому снегу, в заболоченной местности проходили линию фронта. Шли цепочкой по одному, засыпали на ходу и падали, опять поднимались и падали. И всё же так следовали мы друг за другом, чтобы не было обмороженных, двигались тихо, да ещё поддерживали связь с нашей дивизией.

Но обстановка требовала, чтобы мы ночью навязали бой гарнизону на станции Беглово. Бой длился целую ночь, немцы несколько раз атаковали нас даже после того, как станция была нашим батальоном занята. Пока наши батальоны подошли, немцы ещё нас атаковали. Мы вышли прямо из помещений станции, развернули на железнодорожном полотне трофейный пулемёт и хорошо ударили по немцам, так как мы у них взяли трофеи и автоматы. В этом бою было убито много немцев и сохранены все наши раненые, за что я был награждён орденом Красной Звезды».
11 января, по немецким данным, при 52 градусах мороза батальон СС, взвод зенитной артиллерии и батальон пехоты отправляются моторизованным маршем через Демянск, Уполозы, Васильевщину, Туганово, Тополёво. В районе Веретейки подразделения объединяются под командованием штурмбанфюрера СС Модера в боевую группу. Она усиливается двумя ротами 55-го инженерного полка. Задача боевой группы состоит в том, чтобы зачистить от противника район Беглова и препятствовать дальнейшему проникновению русских в Большие Налючи.

На следующий день Модер после ожесточённого боя захватил лежащую в трёх километрах к югу от железной дороги деревню Беглово. 15 января Модер получил по рации приказ Эйке о взятии вокзала Беглова. Рано утром, продвигаясь по пояс в снегу, группа Модера натыкается на тщательно подготовленную русскую оборону.

Как проходил этот неудачный для немцев бой, видно из записей в дневнике оберштурмфюрера СС Стански из артиллерийского полка дивизии СС: «Около 6.30 мы выступаем. Орудие пехоты впереди. Как телефонное отделение нашей штабной батареи, так и выдвигающийся вперёд наблюдатель имеют больше символическое значение, так как вокзал находится в 300 м от крайней точки досягаемости наших орудий. В 200 м перед первым домом раздаётся адский огонь автоматов и пулемётов. Треск выстрелов и разрывов — всё перемешалось. Кричат первые раненые. Орудие пехоты занимает огневую позицию в 100 м от первого дома. Один взвод пехоты устремляется налево, другой — направо. Следующий взвод штурмует вокзал фронтально.

Русские расставили много хорошо оборудованных пулемётных точек. Каждый атакующий оказывается в зоне поражения. Орудия пехоты поджигают первый дом. Вскоре все орудия выходят из строя. Атака с фронта также захлёбывается. 50 наших товарищей лежат в линию.

Штурмбанфюрер СС Рахтель попадает под автоматную очередь и погибает. Штурмбанфюрер СС Гигерл берёт на себя командование 3-м батальоном... Шум боя стихает. Взвод, атакующий справа, достигает железной дороги. Но скоро и здесь из-за мощного оборонительного огня противника атака сходит на нет. Я ползу через снег на левый фланг. Неподалёку от горящего дома встречаю штурмбанфюрера СС Модера. Он вместе с лейтенантом и унтершарфюрером СС обдумывают, как можно активизировать останавливающуюся атаку».

Атака продолжалась уже 7 часов, и всё время солдаты лежат в снегу. Каждое их движение провоцирует огонь. Модер сворачивает атаку. Раненых оттаскивают назад, оружие погибших по возможности забирают с собой. Потери устрашающие: более 50 погибших, 80 ранены и почти 80 обмороженных. Боевая группа возвращается к деревне Беглово. Другие части следуют в укреплённый пункт, в деревню Веретейка.

Катастрофический для немцев исход боя был не случаен. Под этой маленькой станцией немцам противостоял 645-й стрелковый полк штыковской дивизии. По оценке командования СЗФ, это был лучший полк на фронте. Через два месяца после этих событий 645-й полк первым из полков Северо-Западного фронта будет награждён орденом Красного Знамени. Защитники станции Беглово были слабо вооружены, словам бывшего военфельдшера Терка М.Б. можно верить, а многочисленные пулемётные точки попросту привиделись ошарашенным эсэсовцам.

23 января эсэсовцы, не выдержав русских атак, покинули Ольхи и Беглово. Об активных боевых действиях они и не помышляют, поскольку с трудом отбиваются от атак всё того же 645-го полка гарнизоны в Дуплянке и Веретейке. Группа Модера ведет разведку вплоть до деревень Лебедское и Большой Калинец на западном берегу Невьего Мха. Сложившаяся ситуация заставляет Эйке 24 января окончательно отказаться от атак на Беглово.

В первых числах февраля 202-я стрелковая дивизия возобновила наступление всеми полками. Жестокое сражение, продолжавшееся с 9 по 14 февраля, развернулось за укреплённый пункт Малый Калинец, где эсэсовцы понесли тяжёлые потери. Под этой русской деревней нашёл свой конец и штурмбанфюрер СС Модер. Его боевая группа тоже перестала существовать. В истории 290-й немецкой дивизии по этому поводу написано кратко: «Все погибли».

Александр СИМАКОВ,
член Союза писателей России
Парфинский район