Среда, 17 июля 2024

О войне я знаю не из песен

70-летие Победы с особым трепетом встретят новгородцы, которые в годы войны были детьми

Мне было 11 лет, когда началась война. Наша семья жила в городе Валдае. Отец сразу ушёл на фронт.

Мать с двумя младшими детьми отправили в эвакуацию. Старенькая бабушка была больна, поэтому меня оставили с ней. Все надеялись на скорое окончание войны и быстрое возвращение домой.

А фронт всё приближался к Валдаю, и очень скоро город стал прифронтовым. Прямо под окнами нашего дома были установлены зенитные орудия и прожектора. В огородах с помощью солдат зенитной части были вырыты окопы, куда можно было спрятаться, услышав сигнал по радио: «Воздушная тревога!». Помню, все окна были затемнены, на стёкла наклеены полоски газетной бумаги, чтобы они не потрескались от взрывной волны во время бомбардировки. Валдай постоянно бомбили. Однажды мы вылезли из окопа, а вместо дома моей подруги — глубокая воронка...

А учёба в школах не прерывалась... У нас не было тетрадей, и в ход шли старые газеты. Писали мы деревянными ручками с перьями. Чернила делали дома из специальных порошков, наливали в чернильницы-«непроливайки». Трудности были и с учебниками, так что основным источником знаний были сами учителя.

Все занятия в школе начинались с новостей на фронте. Часто в классы приходил наш директор, интересовался, кто получил письмо с фронта, кому пришла похоронка. Мне повезло: отец вернулся после войны с медалями и орденом Красной Звезды.

На уроки мы приходили полуголодные и очень радовались, когда на большой перемене давали стакан чая, 100 граммов хлеба и маленький кусочек сахара. Учителя следили, чтобы мы сами съедали хлеб, не уносили домой. Я же потихоньку прятала свой кусочек сахара в карман, чтобы угостить бабушку.

Наша учёба нередко прерывалась сельскохозяйственными работами. Весной в колхозе мы сажали картошку, летом нас отвозили на прополку, а осенью — на сбор урожая.

В Валдае появились военные госпитали. Над одним из них, разместившимся в бывшей школе на площади Свободы, мы взяли шефство. Вначале мы, школьники, подготовили небольшой концерт для раненых. А потом поняли, что в нашей помощи нуждаются тяжелораненые — они просили попить воды, поставить утку, сменить бельё... Некоторые фронтовики просили написать письмо домой, так как сами были не в состоянии это сделать. Никогда не забуду молоденького солдатика без рук, который диктовал мне письмо для своей матери и всё время напоминал: «Не пиши, сестрёнка, что я без рук остался. Не надо маму расстраивать».

Конечно, нам, детям, хотелось чем-то порадовать наших защитников, и мы стали готовить небольшие подарки: шили кисеты для махорки, вязали тёплые носки и рукавички...

Война научила нас не бояться труда и не быть равнодушными к людскому горю. Всегда рядом были наши школьные учителя. Вот почему после окончания школы я не сомневалась, кем быть — только учителем!

После Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена я была направлена в школу № 8 города Новгорода. Повсюду встречали многочисленные следы войны: пустыри, развалины зданий...

Как-то раз наша школа получила задание: разобрать развалины на Московской улице, где планировали построить полупроводниковый завод. После уроков ребята бежали домой, чтобы переодеться и пообедать перед расчисткой завалов. Никто не жаловался, не возражал, все добросовестно работали. До сих пор помню особенно старательных: Порфиридова Юру, Казакова Володю, Соловьёва Юру, Шведчикова Борю. Прекрасные организаторские способности у Шведчикова проявились уже тогда.

В школе я проработала 11 лет, потом меня пригласили в Новгородский государственный педагогический институт, где трудилась ещё 39 лет, защитила диссертацию. Вместе с сотрудниками кафедры подготовила пособия «География Новгородской области», «Наша Новгородская земля», «Цвети, наш край!» и др. Тогда некогда было думать о старости, о пенсии. И так вышло, что я не отношусь ни к труженикам тыла, ни к участникам восстановления Новгорода...

В День Победы и празднования юбилеев Новгорода я не получаю официальных поздравлений. Но мне всегда доставляют радость мои ученики, которые помнят, как мы вместе участвовали в восстановлении послевоенного Новгорода, поздравляют с праздниками. После их посещений я достаю свои почётные грамоты, медали, орден «Знак Почёта»... Особенно дорога мне Почётная грамота обкома КПСС и исполкома областного Совета «За активное участие в хозяйственном и культурном строительстве в связи с 1100-летием города Новгорода».

Моя любовь к школе, к учительской профессии передалась по наследству сыну и дочери. Они тоже окончили педагогический институт и уже более 25 лет работают с детьми, воспитывая у них любовь к труду и к своему родному краю.

Вера СЕРОВА,
преподаватель на пенсии