Среда, 17 июля 2024

«Правда» и кривда

Вчера был день, и была пища... Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»

Тихо и скромно прошел вчера журналистский курултай, посвященный отмененному Указом Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 года Дню советской печати.

Время тогда было противоречивое, и будущий президент, а тогда еще председатель ВС Борис Ельцин сказал «Правде»: «Нет!».

Дело в том, что 5 мая отмечался день рождения газеты «Правда», которая увидела свет в этот день 1912 года. Якобы это была первая и главная газета большевиков. Но это неправда, что «Правда» была первая. Правда!

Первой была газета «Социал-демократ», которая выходила с февраля 1908 года, и главным редактором там был главный большевик — Владимир Ленин. Он боролся с ликвидаторами, троцкистами, отзовистами и членами редколлегии. А потом ему надоело это всё, и он внезапно услышал пожелание рабочих масс, чтобы у них была своя газета. Так и появилась «Правда». И это правда, но не вся.

Оказывается, и «Правда» уже в России была. Её нёс в те самые массы с 1908 года Лев Троцкий, который еще не был Иудушкой, но уже препирался с Ильичом. В частности, очень возмутился, когда узнал, что появилась вторая «Правда». И обратился к немецким социал-демократам: «Как же так! Да что ж этот паразит* делает!?». Но сытые немцы только отмахнулись: «Сами разбирайтесь!». А у нас так и осталось две «Правды». На два дня, потому что уже 6 мая 1912 года Троцкий объявил, что эта его «Правда» последняя, а сам он уходит на войну. Корреспондентом. И ушел...

Вот так и утвердилось в сознании недопросвещенных трудящихся масс, что «Правда» в России всегда была одна, и родилась она 5 мая 1912 года, а прежде «Правды» не было, если забыть про «Русскую правду» Ярослава Мудрого. Да отчего ж и не забыть. Правда? Вопрос же политический. Какие могут быть сомнения в таком случае? Забыть — забыли!

Вот и вчера забыли почти все. Новгородский филиал СЖ на своем сайте не то что не всхлипнул, даже не ругнулся в адрес советского Дня печати.

А вот восставший из небытия «Медиасоюз» вспомнил и, отринув политические разногласия, собрал ветеранов новгородской советской журналистики. В основном — работников «Новгородской правды», но не только.

Коллеги побывали на могиле самого авторитетного главреда «НП» Владимира Никуличева, руководившего основным печатным изданием области с 1971 по 1988 год. Возложили цветы, помянули Владимира Петровича добрым словом и чем еще положено (то есть — налито). Затем посадили молодые деревца под стенами Дома печати и празднично пообедали. Всё получилось достойно и гласно.

Разговоры шли о свободе и несвободе. Слова, конечно. О том, что в иные времена приходилось писать так, как нужно, а не так, как есть. Вроде бы, теперь наоборот!

Ветераны посетовали на то, что всё в те же иные годы в типографии (перед входом в печатный цех) сидел цензор, аки цербер, и попробуй мимо него пронеси в «Правду» хоть крупицу правды. Но проносили, и потому газета «Новгородская правда» имела большой тираж и была любима всей областью. А тех, кто ее не любил, вызывали в партком или профком и вежливо склоняли к любви, то есть — к подписке. «Ну, хотя бы на полугодие, если на год дорого!».

Хотя что там — дорого! Две копейки была «Правде» цена, если она новгородская. А если центральная, то — три. Кружка пива в семь раз дороже стоила, а бутылка — в 12 (но бутылку можно было после пива сполоснуть и сдать, получив 12 копеек назад).

И коль речь зашла о пиве, то вспомнились путевки в Дом отдыха журналиста, который можно было посещать в городе Варне в тогда еще братской Болгарии. А сразу за калиткой этого благословенного дома стоял киоск, в котором продавали «Плиску» по цене на рубль, если пересчитать, дешевле нашей «Пшеничной». И это обстоятельство сильно укрепляло дружбу советского и болгарского народов, по крайней мере избранной его части — журналистов.

И кстати, в Ивано-Франковск мы ездили тогда, не замечая, что это Захидная Украйна и живут там сплошь западенцы. Но немного ревновали: с чего это их заштатная команда называется так же, как всенародно любимая — «Спартак»?

Теперь-то вы понимаете, какой праздник и какие воспоминания вы игнорировали вчера, 5 мая? Никогда не нужно ставить крест на своём прошлом. В нём есть что-то такое, что уже не вернется, но и не забудется.

Это правда!

* Так Лев Давыдович назвал Владимира Ильича в письме к Павлу Борисовичу (Аксельроду) от 7 апреля 1912 года