Среда, 17 июля 2024

«Илья Муромец» хочет летать

Заводской музей 123 АРЗ даст фору и муниципальным

Музей 123 АРЗ дополнит знания по истории отечественной авиации

Музей авиаремонтного завода в связи с присвоением Старой Руссе звания Города воинской славы, как мы уже сообщали, в апреле был включен в программу нового туристического маршрута в наши края.

Но многие рушане признаются, что не бывали в музее из-за его закрытости. Вот мы и решили проверить, насколько это легко — побывать на режимном предприятии. И вообще, есть ли там на что посмотреть любителям отечественной истории и, в частности, развития российского авиастроения.

Я поведу тебя в музей...

Что ж, попасть в музей непросто, но все же российским гражданам сделать это можно. От организаторов экскурсий, как выяснилось, требуется заранее дать заявку с именами всех посетителей и указанием места их работы. Иностранные граждане также могут побывать на территории 123-го авиаремонтного, но для них оформление разрешений будет долгим.

Мы же попали в музей без особых проблем, но выполнив требуемые формальности. Экскурсию вела Мария Тихонова, советник по рекламе, а по совместительству и главный редактор многотиражной газеты «Авиаремонтник», что регулярно выходит для рабочих предприятия.

К 70-летию Победы заводской музей реконструировали. Здесь обновились как интерьер, так и стенды. Теперь экспозиция состоит из четырех разделов и отражает историю предприятия на протяжении 75 лет. Напомним, что первые авиамоторы рушане отремонтировали в 1938 году, а как самостоятельное производство 123 АРЗ существует с 1940 года, и таким образом, в августе этого года коллектив готовится отметить юбилей.

Наиболее интересный зал — «История». Здесь посетитель найдет материалы по развитию отечественной авиации, просмотрит этапы развития военно-транспортных самолетов и их двигателей начиная с первенцев советского серийного авиа-строения ПО-2 и Р-5. В годы войны в цехах завода при эвакуации в Тверскую область и в Киров ремонтировали не только самолеты, но и знаменитые «полуторки» и даже «катюши». В те годы рабочие и инженеры делали все, что только требуется фронту. Всего здесь было отремонтировано около 600 военных самолетов, что достаточно, чтобы сформировать 17 авиаполков и 6 дивизий. Ставили на ноги как грозные штурмовики ИЛ-2 и ИЛ-4, так и американские «Аэрокобры», английские «Спитфайры». В послевоенные годы в Руссу зачастил военно-транспортный гигант Ил-86. Его предприятие обслуживает уже более 30 лет.

В зале «Современность» представлены тенденции развития предприятия, которое не только продолжает обслуживать и ремонтировать летательные аппараты отечественного и даже зарубежного производства — чешские учебные самолеты, — но и уже десять лет делает успехи в сфере энергетики. Завод обеспечивает электричеством себя, микрорайон Городок и своего «коллегу» по промышленности завод «Старорусприбор». Основа электростанции — бывшие в употреблении авиамоторы, которые приспособили работать на природном газе. Зал «Сотрудничество» раскрывает связи завода в области ремонта и обслуживания авиационной техники, а зал «Социальная стабильность» рассказывает в основном о людях.

03samoletЧтобы помнили...

Знакомство с музеем — обязательная составляющая при трудоустройстве новых рабочих и специалистов на завод. «Почему он уволился, человек может и не помнить, а вот откуда — это должен знать обязательно!» — шутят работники музея. Частые гости здесь — школьники. Как местные, так и из Новгорода, Шимска, Парфина, других городов и поселков области.
Специалисты завода не только выполняют заказы Министерства обороны и МЧС, но и чем могут помогают музейщикам. В частности, именно в Старой Руссе была сделана попытка отреставрировать знаменитый четырехмоторный биплан «Илья Муромец», выпускавшийся в годы Первой мировой войны.

Перкаль для отделки его корпуса и крыльев, правда, применять не стали, нашли современные аналоги, но выглядит гордость российской авиации как с иголочки. В воздух он пока не поднимается, потому как еще не найдены аналоги старым двигателям. Экспонат переправили в музей ВВС в подмосковный город Монино, по заказу которого и производилась реставрация биплана.

Если музей на 123-м захочет действительно стать часто посещаемым, то экспонат типа «Ильи Муромца» и ему бы не помешал. Пока из технических раритетов здесь как центровой представлена станция телефонной связи, что когда-то работала на предприятии. Однако авиамотор как символ мощи отечественного авиастроения, думается, привлек бы больше внимания.

Впрочем, у предприятия в нынешний кризис, чувствуется, есть проблемы и на основном производстве. Недаром же во время недавнего визита главы государства в Старую Руссу ветераны попросили Владимира Путина помочь заводу с заказами.

На проходной предприятия мы заметили и еще одну внемузейную примету. Короткое, но очень грустное сообщение: «Резюме не принимаем». Хотелось, чтобы и оно поскорее стало достоянием истории.

Фото Владимира МАЛЫГИНА