Среда, 17 июля 2024

Образовательный ценз

Быть педагогом может только сильный духом человек

Галину БАБУРЦЕВУ рушанам представлять не нужно. С одной стороны — руководитель учебной отрасли района, представитель Уполномоченного по правам ребенка. С другой — душа компании, жена, мама, бабушка.

— Все, ухожу на пенсию. Первого июня — последний рабочий день, — выпалила Галина Ярославовна, едва я переступила порог ее кабинета. — Подсчитала, что общий стаж — 42 года, и все в образовании. Ужас! Но не от того, что в педагогике трудилась. А просто так долго... Мне моя работа всегда нравилась — каждый день на службу с желанием шла. Но вот в последний год что-то изменилось. Силы еще есть, знания, но азарт, что ли, ушел. Поэтому приняла решение сложить полномочия.

— 42 года в образовании — действительно много. Бывали, наверное, моменты, когда хотелось все бросить и уйти?

— Вы знаете, никогда. Я еще в начальных классах училась, и всегда возилась с малышней. Помню, тогда мечтала: вот вырасту, буду нянечкой в детском саду работать. К окончанию школы поняла, что обязанностей нянечки для меня будет маловато. Два года подряд пробовала поступить в Ленинград в Герценовский институт (педагогический — прим. ред.). Экзамены хорошо сдавала, но пройти все равно не удавалось, поскольку конкурс был 20 человек на место. На третий раз поехала в Новгород. Успешно окончила филфак. Даже мысли не допускала, что можно положить диплом в стол и не идти литератором в классы. Распределилась в Новосельскую школу Старорусского района. Вообще, учительский стаж у меня не очень большой — в общей сложности лет семь-восемь. Но зато каких лет! Тогда молодых педагогов много было, дети вокруг нас так и крутились. Мы и в походы с ними ходили, и игры устраивали. А еще театральные постановки, и обязательно — музыкальные. «Наш друг Буратино», «Баранкин, будь человеком», «Али-Баба и 40 разбойников»... У меня музыкальная школа закончена, гитару освоила сама — в общем, скучать не приходилось.

На уроки шла всегда с радостью — выискивала новую информацию о писателях. Глаза у ребят горели, так им нравилось обсуждать произведения и спорить о прочитанном. Ну а потом пошла по административной линии — стала директором этой же Новосельской школы. Новый уровень ответственности, обязанностей, задач. Училась руководить. Вот так и дослужилась до председателя комитета образования района.

— Как за 40 лет изменилась учебная сфера?

— Быть педагогом трудно всегда, вне зависимости от опыта, материально-технического оснащения, сложных или простых учебных планов. Но если сравнивать советское время и нынешнее, то скажу, что ничего плохого в единой для всей страны образовательной программе по предметам нет. Филологи четко знали, в каких классах каких авторов изучают. Для большинства учителей информация, представленная в учебнике, не была истиной в последней инстанции — от нее отталкивались, но подавали темы по-разному. Я, например, знакомила ребят с воспоминаниями современников о писателях, поэтах: с одной стороны — сведения из учебника, с другой — мнения людей, лично знавших авторов. Такой подход подталкивал школьников к анализу, учил критичному отношению, формированию своего взгляда.

Сейчас говорят, что у нынешних педагогов есть возможность современные технологии использовать на уроках. И раньше это было — не компьютеры, конечно, но в обязательном порядке диапроекторы, проигрыватели, лабораторные наборы. То есть, чтобы в содержательном плане дать учащимся максимум полезной информации, возможности есть, что в нынешний период, что в прошлый. Все зависит от учителя.

А вот что касается материально-технического состояния... Помню, меня как директора ругали за то, что за месяц не могла 200 рублей — по тем временам большие деньги — израсходовать на оборудование, ремонты, мебель. А не было необходимости: в 70—80-х годах массово по стране возводили новые здания учебных заведений, оснащенных всем необходимым. И мы просто не знали, что бы еще купить. Вот бы такое финансирование нынче детским садам, школам, колледжам иметь. Но, увы.

Однако есть одна большая ошибка, которую допустили в стране в 90-е годы и последствия которой мы до сих пор еще ощущаем. Из обязанностей школы исключили воспитательный процесс — педагоги превратились в урокодателей, чем заняты дети после занятий и какая ситуация в семье — не в курсе. Сейчас, слава богу, вернулись к пониманию, что воспитательный и учебный процессы — единое целое. Но исправлять ситуацию мы будем еще долго.

— Коль вы за единообразие в программах, наверное, являетесь сторонником единого учебника истории и литературы, о котором сейчас много говорят?

— Не уверена по поводу истории, поскольку за последние десятилетия столько данных архивы открыли, столько новых версий появилось о событиях разных периодов развития России. Задали бы мне этот вопрос лет тридцать назад, я бы, не задумываясь, ответила, что, конечно, нужен один учебник. А сейчас сомневаюсь. Кто тот человек или группа составителей, что возьмут на себя ответственность представить только одно видение?

— Старорусский район — один из первых, в школах которого были введены профессиональное тестирование и опросы о предпочтении ребят при выборе будущих специальностей. Как и десять лет назад, все рвутся в вузы?

— Не все, но многие. Вы правы, когда в 90-е годы произошел распад прежнего уклада жизни страны, поменялось и отношение к профобразованию. Цениться стал диплом вышки. Подчеркиваю: корочки, а не сама специальность. Дети взяли курс на вузы. Мы, учителя, понимали, что не нужно столько управленцев стране, но как убедить выпускников, не знали. На помощь пришли специалисты психолого-медико-социального центра, которые предложили тестирование, чтобы определить, к чему у детей есть способности. Параллельно начали опрашивать школьников, куда собираются поступать. Результаты профанализа обсуждаются в присутствии родителей. Часто случается, что учащийся 9 или 11 класса хочет на один профиль поступать, а задатки и его личностные качества отсылают к совсем другой сфере. Убеждаем присмотреться к иному профилю. Многие прислушиваются к мнению психологов.

За последние годы выросло число поступающих в средние специальные заведения. Что же касается вузов, то анкетирование выпускников 2015 года показало, что юноши отдают предпочтение военным училищам и инженерно-техническим специальностям, что, безусловно, радует. Так же часто в ответах встречаются юристы, экономисты, менеджеры. А вот в педагогику идти не хотят. Жаль...

— Галина Ярославовна, не верится, что вы уйдете на пенсию и превратитесь в обычную домохозяйку. Может, отдохнете и снова в бой?

— Этим вопросом в последний год не раз задавалась, прислушивалась к себе. Вообще, не исключаю, что через несколько лет вновь начну трудиться. Но в образование не вернусь точно. Уходить нужно вовремя, что я и делаю.

А вот с обычной домохозяйкой не соглашусь. У меня большой дом, хозяйство. Муж, сыновья, внуки. Была молодая — мечтала о собственных детях. Когда мальчишки, как все шалопаи, росли, загадывала, чтобы стали хорошими, порядочными людьми. Стали. И я ими горжусь. Теперь вот хочу быть свидетелем взросления и становления внуков и внучки, которых, к слову, на лето к нам привезут. А вы говорите — обычная домохозяйка... Ну нет, если и домохозяйка, то — необычная.