Среда, 17 июля 2024

От буквы к букве

Как привить ребёнку интерес к книгам

Современные дети не любят читать. Проблема нарушения чтения у первоклассников — одна из самых актуальных. Чтение — фундамент образования.

Это первый и основной навык, которому ребёнок должен обучиться в первом классе (а ещё лучше — до поступления в школу). Он должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребёнок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать.

С картинками или без

Зачастую, овладев первыми ступенями чтения, дети отказываются идти дальше. Процесс чтения переходит в муку, дети не любят и не желают читать. Причин трудностей при чтении может быть несколько: отсутствие культуры чтения в семье, низкий уровень познавательного интереса, несовершенство обучения чтению, низкий уровень звуковой стороны речи и устной речи, а также высших психических функций.

Многие дети привыкли получать новую информацию с помощью телевидения. Визуальный ряд воспринимать легче, информация добывается без труда. Таким образом объясняется нежелание детей читать, тратить свои силы, когда этой же цели можно достигнуть более простым и коротким путем. Итак, необходимо повышать мотивацию (желание) к чтению.

Большинство букварей содержат иллюстрации. А вот азбука Льва Толстого без картинок, так как писатель считал, что картинка отвлекает ребенка от основной задачи чтения. Известный логопед Ольга Азова, автор многих книг по проблемам дисграфии и дизорфографии, считает, что картинка должна оставаться в книге: обогащать словарь, накапливать знания об окружающем мире, поддерживать интерес к чтению. Как пишет известный и авторитетный психолог прошлого века Тихон Егоров: «Картинки в букварях должны иметь своей целью не подсказывание детям того, что требуется прочитать, а возбуждение у них интереса к чтению». Картинки намеренно выполнены схематично, не содержат лишних деталей, но заинтересовывают ребенка (в качестве примера могут служить книги Азовой).

Сам процесс чтения состоит из двух этапов-задач:

1) объединение букв в слоги, слогов в слова, слов в предложения (техника чтения: способ чтения, правильность и выразительность чтения);

2) осмысление (понимание) прочитанного.

Каждый из этих этапов самостоятелен, значим и тесно связан друг с другом. Сначала надо поработать над техникой чтения (полезно многократно читать слоговые таблицы, можно пропевать слоги под знакомый всем ритм, например: «В лесу родилась ёлочка»). Объяснить детям, что это труд, вспомнить пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Постепенная автоматизация навыка чтения позволяет ребенку перейти на новую ступеньку — понимание прочитанного.

Маленькие хитрости

Для решения всех названных задач подойдет несколько способов. Выберите тот, который заинтересует вашего ребенка, или придумайте свой метод:

• Читать несколько раз понемногу в течение дня. Порционное чтение не утомляет, а «камень точит», то есть работает на конечную цель — улучшить технику чтения.

• Поощрять ребенка за чтение удовольствием (исполнение того, что любит ребенок). Так, в одной семье ребенок читал столько времени, сколько потом собирался смотреть телевизор. Иногда это время составляло час. А это уже достаточный временной отрезок, чтобы научиться читать, а в дальнейшем и полюбить этот процесс.

• Чтение книги, которую выбрал ребенок сам, например, комиксы или журналы. Так, одна из школьниц, которой мы помогали, читала, на наш взгляд, скучную взрослую книгу. Книга была выполнена в манере «глянцевого журнала» и несла скудную информацию о прическах (например, как сушить волосы феном), при этом были нарушены гигиенические нормы: шрифт был слишком маленького размера. Единственным достоинством этой книги было наличие красивых фотографий. Но главным плюсом было то, что школьница с желанием и подолгу читала книгу, «добывала информацию» для всех домочадцев. Случилось чудо, после этой книги девочка начала читать, но это уже были книги из фонда детской классической литературы.

• Читать по очереди: ребенок, родитель, ребенок и т.д. Например, ребенок будет читать более простые по структуре предложения, а взрослый — рассуждения, описание природы и т.п.

• Сопряжённое чтение (совместное) — хором читаете рассказ, при этом ребёнку полезно, на начальных этапах, следить глазами, слушать и проговаривать со взрослым правильное слогослияние.

• Введите ритуал — читать на ночь, чтобы это было последним событием дня.

• Читать тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы).

• Читать вывески, заголовки в книгах, газетах.

• После прочтения нарисовать рисунок о том, что прочитал, если ребенок любит этот процесс. Вместо ребенка рисунок может выполнить взрослый. Все дети любят, когда для них рисуют.

• Прочитать заранее трудные слова из текста, который предстоит читать. Мама выписывает на карточку слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».

• Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Мама заранее делает пометки в тексте карандашом.

• Нужно обращать внимание на то, что содержание книги более емкое, чем содержание фильма или мультфильма.

• На начальном этапе останавливать ребенка на кульминации сюжета, побуждая вернуться к содержанию вновь.

• Не бойтесь читать ребенку книги, сколько бы ему ни было лет, в каком классе бы он ни учился.

Ещё один приём, позволяющий вовлечь ребёнка в активную работу, — чтение с остановками. Он способствует развитию навыка вдумчивого чтения, даёт возможность предположить дальнейшее развитие событий. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании.

Читаем, играя

09mama

Пропущенные слова. Нарежьте тоненькие полоски бумаги и разложите по тексту, закрывая отдельные слова. Пусть ребёнок читает и догадывается, какое слово пропущено.

Попрыгунчик. Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово.

Спринт. Перед чтением мама задаёт ребенку вопросы о рассказе. Ребенок, на максимальной скорости читая про себя, ищет и подчеркивает ответы на вопросы.

Разрушенные буквы. Чтение слов (предложений) с прикрытой нижней (верхней) половиной или слов, состоящих из «разрушенных» букв.
Сколько всего? Чтение склеенных слов или предложений. Например, сколько здесь слов: шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна и т.д. Сколько предложений: былазимаморозщипалщёкивыпаломногоснега.

Абракадабра. Найти спрятанные слова среди ряда букв: амгазетаитпркокошкамдишвберёза.

Уважаемые взрослые! Читайте больше сами! Это и хороший повод для подражания вам, и метод воспитания детей.

Ирина ДРЕЙГЕР, учитель-логопед
Фото с сайта todid.ru