Среда, 17 июля 2024

На холме у Спаса

Кто и что ни строил бы там, всё — в диссонанс, считает Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель «Новгородских ведомостей»

«НВ» не единожды обращались к вопросу о начавшемся наступлении новодела на памятник ЮНЕСКО — храм Спаса на Нередице, датируемый 1198 годом. Хотя какое это наступление? Самое настоящее воровство!

У нас понемногу, по кусочку крадут историю. Сначала один домишко возник на Нередицком холме, теперь другой частнособственник застолбил участок, забор городит. А третьему нельзя, что ли?

В чем история? Не только в великолепном памятнике. И не только в селище и могильнике, имеющихся на холме и, по мнению специалистов, еще недоисследованных. Просто придите на это возвышенное поле, на его пока еще свободную от заборов часть. Вот Юрьев монастырь, вот Новгород... Там, за лугами и водами. Как и века назад. Простор — это по-русски.

Говорю о воровстве не из желания как-то унизить (на фоне высокого) тех, кого греет обычное желаньице иметь «домик в деревне». Речь не о каких-то нуворишах. Местные осваивают холм, нередицкие.

Лет 20 и более терпели, получив участки (под хозяйственные нужды!), а с прошлого года невмоготу стало. Это «невмоготу» почему-то совпало с намерением Министерства культуры разработать проект охранных зон храма-памятника.

Но если на том же поле посмотреть на ту картошку и ту траву, которые кому-то принадлежат, и взглянуть на ситуацию глазами этих собственников? Жители Нередиц давно на дух не переносят историков и археологов. Не хотят жить в «культурной резервации», где и то нельзя, и се нельзя. Глядишь, и картошка в охранной зоне станет когда-нибудь лишней. Столбить надо!

По словам руководителя областного комитета государственной охраны культурного наследия Светланы КУЗЬМЕНКО, проект предположительно будет утвержден до конца этого года. Что потом? Будем подгонять этот документ под факт сложившейся застройки, как в Хутыни? Какие-то поразительные беззащитность (памятника) и бессилие (противодействующих застройке). И буквально исторически так.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов прошлого века художник-реставратор Татьяна РОМАШКЕВИЧ была в рядах тех, кто боролся против тогдашних планов застройки — архитектор района аж 16 участков нарезал в заповедном месте. Правда, и в то время заповедным оно было постольку-поскольку. По советским меркам охранной зоной считался радиус размером в две высоты памятника. Удалось-таки отбить атаку. Хотя бывший зампредрайисполкома прорвался-таки сквозь линию обороны культурной общественности. Дело гражданина Радиева, построившегося у подножия холма со стороны дороги на Рюриково городище, дошло аж до Верховного суда. Снести нельзя оставить. Суд поставил запятую после первого слова. Дом по сей день стоит.

И, видимо, до сих пор свежа инициатива академика Дмитрия Лихачева, предлагавшего создать в восточных и южных окрестностях Новгорода природный ландшафтный исторический заповедник. Равно как и предложение ужесточить наказания за самовольное вторжение в места, представляющие несомненную историко-культурную ценность. Дмитрий Сергеевич, хоть и гуманист, выступал за крупные штрафы и уголовную ответственность.

По поводу первого дома, возникшего в прошлом году уже на самом холме, такие раздавались заявления, что он сам, без посторонней помощи, должен был разлететься по бревнышку. Хоть бы что ему.

Когда возникает крутая проблема с охранным наследием, власти обычно — в роли оправдывающихся. В чем упрекнуть администрацию Новгородского района? «Мы обращались в суд с иском о сносе незаконно возведенного строения. Результат для нас — отрицательный», — слова замглавы района Олега ШАХОВА. При этом он не преминул задать мне встречный вопрос: а где были деятели культуры, когда шел суд?

Какую же ученую степень надо иметь для доказательства суду, что гражданин построил именно дом, если он искренне полагает, что это баня! Ну и что, если двухэтажная? Зато на сваях — временное сооружение. По закону так. Никаких особых разрешений на строительство не требуется. И вот эта уловка, дурацкая совершенно, работает. Получается, так всю потенциально охранную зону можно банями обставить. Вот Минкульт порадуется.

В Новгородском обществе любителей древности полагают, что разрубить гордиев узел может только очень сильная рука. В прошлое воскресенье члены НОЛД провели собрание прямо в Нередицах, приняв решение обратиться с письмом к президенту, к губернатору и в Генпрокуратуру.