Среда, 17 июля 2024

Поднять до единицы

Индивидуально тифлопедагог занимается с подопечными три раза в неделю

В «Теремке» успешно исправляют зрение воспитанникам

Детский сад № 15 «Теремок» — единственный не только в городе, но и в районе, где действуют две группы для ребятишек с нарушением зрения. В «Теремке» созданы все условия для всестороннего развития воспитанников. Занимается с малышами специалист-тифлопедагог.

 

— У нас сад комбинированного типа: есть общеразвивающие группы, логопедические и для тех дошколят, у кого проблемы с глазами. Группы по зрению набираем с самого начала деятельности садика.

Я, пройдя обучение именно по тифлопедагогике, работаю с такими ребятишками с 1985 года, — рассказывает Валентина КАЛАЧЕВА.

Нужно добавить, что формирование таких групп идет исключительно по направлению психолого-медико-педагогической комиссии. А к специалистам ПМПК родителей и ребенка отправляет окулист.

— Группы у меня — не более 12 человек. Это и понятно: с каждым ребенком нужно по индивидуальной программе работать, больше занятий проводить персонально, — продолжает Валентина Алексеевна. — Так вот последние года четыре имеет место проблема набора. И не потому, что все дети района хорошо видят. Просто теперь ребятишек, посещающих сады, окулист не осматривает, как это было раньше. Прежде доктор сама выезжала в дошкольные заведения и у всех воспитанников проверяла зрение. Сейчас же нам в ЦРБ говорят: не хватает офтальмологов, если есть необходимость в проверке зрения, родители сами должны привести чадо в поликлинику. Но ведь проблема глаз долгое время может быть незаметной. Нужен плановый осмотр в группах, несколько раз за дошкольный период, чтобы своевременно начать оказывать помощь.

Каким образом тифлопедагог помогает восстановить зрение? Специальными методиками. Учебный курс (он не только коррекционный, но и общеразвивающий) состоит из нескольких блоков: ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики и осязания, формирование у ребят предметных представлений о мире, развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина). По словам Калачевой, на индивидуальных занятиях или в мини-подгруппах она ведет предподготовку детей к тем темам, что они проходят после на уроках по общей программе:

— Скажем, идет в саду тема осени. Мы заранее с моими подопечными, а я с ними персонально работаю три раза в неделю, форму листиков проходим, учимся их на ощупь определять, по контуру на бумаге обводить, заштриховывать, цвета различать и разрисовывать. На дом даю задания, чтобы малыши под руководством родителей еще раз все вспомнили. А потом дети уже в рамках общей образовательной программы к этому разделу обращаются. Я же им еще и на общих уроках помогаю, и во время прогулок, когда воспитатель на улице у деревьев тему осени затрагивает.

В детском саду действует еще и специальный медицинский кабинет с техникой, позволяющей корректировать зрение. По словам специалистов, удается развить зрительные функции у малышей с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, непроизвольным движением глазного яблока, косоглазием.

— Безусловно, полностью исправить косоглазие можно только хирургическим методом. Но мы, со своей стороны, помогаем развить косящий глаз, выправляем угол отклонения, — поясняет тифлопедагог.

В этом году «Теремок» выпустил 10 воспитанников, которые проходили коррекцию по зрению. Так вот «единица» на одном глазу — у четверых ребятишек, гораздо лучше стали видеть двое, одному сделана операция по исправлению косоглазия. Почти со всех снят статус «задержка в развитии».

Сейчас выпускники Валентины Калачевой готовятся стать первоклашками обычных, не коррекционных, классов школ Старой Руссы. А детский сад № 15 формирует новую группу для детей с нарушением зрения.

 

Фото автора