Среда, 18 декабря 2024

Мёртвая карта*

На этой неделе областной суд вынес приговор по делу Сергея Сергеева и Андрея Маслакова

«Герои» времен «криминального заповедника» получили длительные сроки. Более 46 лет колонии строгого режима на двоих.

Впрочем, оба и так уже сидели. Только Маслаков — в тюрьме. Он был осужден за поджог агентства недвижимости № 1, унесший три человеческие жизни, а затем за покушение на адвоката Владимира Крючкова. А Сергеев — в СИЗО. Как подозреваемый, а потом и обвиняемый в убийстве в декабре 2009 года известного новгородского бизнесмена Валерия Дюкарева.

Теперь их судили вместе. И соединила этих двоих в зале суда еще одна смерть — предпринимателя Дмитрия Никифорова, расстрелянного Маслаковым в июне 2008 года по заказу и приказу Сергеева. Эти убийства, сначала расследовавшиеся по отдельности, затем были объединены в рамках одного уголовного производства.

А Реча далече

Над убийством Дюкарева нависла тень криминального авторитета Андрея Петровского по кличке Реча. Он давно в бегах и лет семь как в федеральном розыске.

– В ходе судебного следствия путем допроса свидетелей, исследования протоколов следственных действий была установлена прямая причастность Сергеева к данному преступлению, – считает государственный обвинитель Андрей ПЕТРОВ. – Есть сведения о том, что Сергеев ездил на Украину, где скрывался Петровский, и там получил конкретные указания по убийству Дюкарева. Засекреченный свидетель сообщил, что лично слышал, как Сергеев хвастал об этом «спецзадании».

В организации убийства Никифорова никто Петровского не подозревал, хотя, по некоторым сведениям, люди Петровского «наезжали» на братьев Никифоровых неоднократно — угрожали, отнимали автомобиль. Вроде как не сошлись во взглядах на охранный бизнес. В смысле, что Никифоровым, по мнению Петровского, там не место. Но это так, предположения. А по факту обвинения заказчик — Сергеев, исполнитель — Маслаков.

Сергеев на следствии отрицал особые отношения с Петровским, как и вообще свою причастность к заказным убийствам предпринимателей. По оперативным данным, он был чуть ли не личным киллером Петровского. А что реально было на нем? Судимость за незаконное приобретение и хранение оружия. И амнистия...

Под тяжестью улик уже на судебном процессе он признал, что был в день убийства в селе Уторгош, где Никифоров строил дом. Подвез туда Маслакова по его просьбе и только.

Чужая рука

Маслаков свою вину признал, но заказал Никифорова, с его слов, некий молодой человек, заплативший 150 тысяч рублей. Кто именно? Подсудимый хранил молчание.

Его трудно заподозрить в переживаниях по поводу страданий, причиняемых жертвам. Жег ведь женщин, сотрудниц агентства недвижимости. И пистолет, чтобы направить его на Никифорова, сам в руки взял — не заставляли же. Но стрелял так, будто дрожь одолела руку. Выпустил всю обойму из пистолета с глушилкой, потом достал еще один ствол. В Никифорова попало десять пуль. По большей части эти выстрелы ранили, причиняли боль. Смертельных было два или три. Он просто изрешетил того, кого надо было убрать.

Потом примерно так же он стрелял в адвоката Крючкова. Дело было 7 мая 2009 года. Вечером адвокат вышел из дома на улице Химиков в Великом Новгороде и получил несколько пуль. Выстрел в упор, в лицо, пуля проходит сквозь щеку! Получается, Крючкову здорово повезло, что в него стрелял именно Маслаков. Такой, как Сергеев, вряд ли дал бы осечку.

Мотив покушения на Крючкова — личная неприязнь. Маслаков твердил одно: мол, этот мужик «подрезал» на дороге, поэтому он решил его наказать. Адвокат он или кто-то там еще — ему плевать.

«Отцовский капитал»

Сколько было заплачено Сергееву за устранение Дюкарева — это, по понятным причинам, тоже неизвестно. Раз уж обвиняемый, а теперь и осужденный, продолжает утверждать, что он тут вообще не при делах.

– Бывшая жена Сергеева рассказала в суде, что по месту его работы им досталась квартира. Подарил ее некий Андрей Геннадьевич, за какие заслуги – остается только гадать. Со слов бывшего супруга – по случаю рождения ребенка, – говорит Андрей Петров.

Местом работы Сергеева была фирмочка с ничем не примечательным названием. Как и его должность — менеджер. Работу он очень любил. По словам бывшей жены, а ее, конечно, допросили по ходу следствия, ночами пропадал — так был занят.

Вот и главу компании «Дюк-Холдинг» Валерия Дюкарева он подстерег во внеурочное время — вечером 20 декабря 2009 года. Во дворе дома на улице Студенческой. И, подойдя к жертве, несколько раз выстрелил в голову и в грудь. Валерий Владимирович скончался на месте.

Место преступления было под видеонаблюдением. Но это мало что дало оперативникам. Камера запечатлела высокого мужчину во всем темном — куртке, брюках. Лица на изображении не было. Казалось, что еще одним нераскрытым дерзким убийством представителя бизнес-кругов станет больше. Новгородский мартиролог — это длинный список. Но тут все вышло по-другому: в октябре 2013 года Сергеев был задержан. На брифинге, прошедшем в Следственном комитете, тогда обошлось без фамилии подозреваемого. Все еще требовалось доказать.

Искать и найти!

По словам руководителя пресс-службы УМВД России по Новгородской области Владимира МАТЮШКИНА, раскрытие убийства Валерия Дюкарева для управления изначально стало одним из приоритетов:

— Например, была усилена уже сформированная группа по раскрытию резонансных преступлений против личности прошлых лет.

Сыщики перелопатили огромный массив информации. Одновременно отрабатывалось более десятка версий. Естественно, одной из главных была коммерческая деятельность Дюкарева. Исследуя мотивы преступления, проводя оперативно-розыскные мероприятия, сотрудники побывали в командировках в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове. Появлялись подозреваемые, но все как-то не те. Всего их более двух десятков наберется. Ниточка оказалась близко. Чтобы ухватиться за нее — накрепко — понадобилось более трех лет настойчивой и кропотливой работы.

По делу допрошены десятки свидетелей. Иные из них засекречены. Как тот мужчина, который, поднимаясь по лестнице в подъезде, услышал выстрелы и выглянул в окно, увидев убегающего убийцу. Впоследствии он опознал стрелявшего в задержанном Сергееве.

Было установлено, что перед убийством Сергеев следил за Дюкаревым. Бывал на его предприятиях, изучал распорядок и маршрут бизнесмена. В итоге выбрал известный в городе дом на Студенческой.

«Рояль» во дворе

Примечательного там — ресторан. Это — с лицевой стороны. А со двора был покерный клуб. В 2006—2009 годах покер в России рассматривался как вид спорта. Затем его снова благополучно вернули в разряд азартных игр. Так сказать, со всеми вытекающими. И в 2010-м по крышке «Рояля» на той самой улице Студенческой громко хлопнули, закрыв его как подпольный игровой клуб.

Дюкарев питал слабость к турнирам «роялистов». Пока было можно. И пока был жив... Возможно, чисто из спортивного интереса. Сильно азартным, говорят, не был. И с деньгами, если проигрывал, расставался легко. А вот платить за «крышу» тем, кто продолжали считать себя хозяевами Великого Новгорода, не хотел. Еще с тех пор, как Михаила Казакбаева взяли под стражу. Это было летом 2007 года. В 2011-м Казакбаева отправили в места не столь отдаленные, приговорив его за вымогательства к 16 годам лишения свободы. По таким, как он, ни следствие, ни суд быстрыми не бывают.

И вот 2009-й. В Великом Новгороде — декриминализация. Но обосновавшемуся на «незалежной» Петровскому — как-то все равно. Ему бизнес Дюкарева нужен. Он сам продолжает владеть автосалонами и не хочет делить прибыль на этом рынке с кем-то еще. И при всем внешнем благополучии автомагната (никакой иронии, Валерий Владимирович в этом бизнесе действительно был фигурой), его встроенности в систему (баллотировался в депутаты, хотя и не прошел), ему досталась мертвая карта.

Такова цена за независимость. В 2009-м она, независимость от криминалитета, оказалась иллюзией. Дюкарев, идя совершенно спокойно, без охраны в престижный клуб, переоценил перемены и недооценил риски. Хотя такой же иллюзией был план Петровского — Сергеева. На сохранение власти и тех способов, к которым прежде им безнаказанно удавалось прибегать.

Впрочем, чтобы делать окончательные выводы, неплохо бы знать, какова судьба хозяйства Дюкарева и кто унаследовал его бизнес. А также дождаться, когда нам сообщат о задержании Речи. Как известно, при президенте Януковиче непостижимым образом Петровский имел статус беженца по религиозным мотивам. Будто на Украине в лучших исторических традициях Европы, куда она так стремится, открыли торговлю индульгенциями за грехи. Кто знает, где он теперь?

Да и приговор Сергееву и Маслакову в законную силу еще не вступил.

* в терминологии игры в покер — карта, уже вышедшая из игры

Фото из архива «НВ»