Среда, 17 июля 2024

Формат для педагога

В вузах хорошо учат теории, а вот практики — не хватает

О проблемах и достижениях сферы образования с точки зрения подготовки педагогических кадров рассуждает руководитель департамента образования и молодежной политики Александр ШИРИН.

— Александр Глебович, вы много лет возглавляли институт непрерывного педагогического образования НовГУ. Скажите, как меняется учебная программа высшей школы по направлениям подготовки будущих учителей и воспитателей?

— Изменений в отрасли образования происходит много: внедряются новые стандарты, педагоги в работе с детьми применяют проектную систему, занятия проводят с использованием новейших технологий и многое другое. Естественно, чтобы соответствовать современным требованиям, приходится перестраиваться и профильным факультетам вузов. В институте непрерывного педобразования НовГУ почти ежегодно пересматриваются учебные планы. С одной стороны — это делать необходимо. Если продолжать готовить будущих учителей и воспитателей по старой методике, они, получив диплом, не впишутся в новую школу. Но с другой — преподаватели университетов страны так же, как и коллеги из детских садов, школ, учреждений среднего профессионального образования, говорят, что нужно взять тайм-аут в преобразованиях. Чтобы оценить эффект, нужно, как минимум, 5—10 лет проработать по внедренным правилам...

— Есть мнение, что качество подготовки в специализированных вузах выше того, что дают в университетах классического типа, к которым относится и НовГУ...

— Когда в начале 90-х годов зашла речь, что Новгородский педагогический институт войдет в состав НовГУ, именно этот вопрос и был самым главным. Но сейчас, по прошествии времени, могу сказать, что уровень подготовки ничуть не снизился. Напротив, если в 1993 году в пединституте не было ни одного доктора наук, сейчас преподают десять специалистов с такой научной степенью. Формат классического вуза позволяет и научными исследованиями заниматься, и в то же время делать упор при подготовке студентов на практическую составляющую.

— Коль уж заговорили о практике, скажите, как часто студенты применяют полученные знания непосредственно в школах и детсадах?

— От общего учебного времени практика занимает примерно 25%. Много это или мало? Все зависит от того, насколько учебные заведения заинтересованы в стажерах и как распорядятся временем будущих учителей. Надо заметить, что НовГУ обеспечивает всех своих студентов базой практики. Как правило, в учреждениях за новичком закрепляют наставника. В последние годы в университете, когда студенты-педагоги последнего курса сдают госэкзамены, от них приемная комиссия требует не просто отчет о преддипломной практике, написанный сухим языком, а портфолио с фотографиями или видеозаписями об уроках, применяемых методиках, возникших сложностях. Институт непрерывного педобразования всегда идет навстречу студентам-старшекурсникам, которые подрабатывают по своей специальности в образовательных заведениях — для них индивидуальные учебные планы составляются.

Да, наши выпускники, начав работу в школах, детских садах, иногда говорят, что во время учебы в вузе нужно было им больше давать времени для стажировки — что в теории они знают все, а вот практических навыков работы с детьми недостает. Увеличить объем практики можно — корректировка учебных планов предусмотрена. Но тут важно не переборщить, а то получится, что на практику будут приходить студенты, не владеющие теорией, что недопустимо.

— В нашей области по-прежнему остро стоит вопрос омоложения кадров. Ну не идут педагоги после получения дипломов детей учить...

— Да, пока еще молодежи не так много в образовательных заведениях, как бы хотелось. Но не соглашусь, что совсем не идут работать по специальности: если несколько лет назад по педагогическому профилю трудоустраивались менее половины выпускников, то сейчас порядка 70%. Это хороший показатель. Было время, когда НовГУ не мог набрать бюджетные группы по отдельным педагогическим профилям подготовки.

В последние же годы проблем с зачислением первокурсников нет. Причем приходят ребята, у которых есть желание учительствовать, они изначально настроены на работу в школах и детских садах. Так что количество молодых специалистов будет расти.