Среда, 17 июля 2024

Полис недоступности,

или Почему иностранца мы лечить будем, а россиянина — нет. Рассуждает Людмила ДАНИЛКИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости»

Родом я из Эстонии. Отец и теперь там проживает. Человек он пожилой, поэтому я решила на зиму его к себе перевезти. Проблем с пересечением границы и пребыванием на территории нашей страны нет никаких, поскольку он — гражданин России, имеющий постоянный вид на жительство в другом государстве.

Много раз у меня гостил, но никогда подолгу. В силу возраста хворает иногда, а значит, не исключено, что потребуется ему и в Новгороде медицинская помощь. Про то, как временно зарегистрировать по своему адресу человека, информацией владею. А вот по поводу оформления полиса обязательного медицинского страхования решила заранее проконсультироваться. И как оказалось, не зря...

Терпеливо выслушав вводную про россиянина, живущего за рубежом, консультант страховой компании ответила, что отец не имеет права на полис ОМС, потому как у него нет общегражданского паспорта, а имеющийся (заграничный паспорт гражданина РФ) не подходит. И добавила: «Вот если бы он был иностранец, имеющий все необходимые разрешительные бумаги на проживание и работу в России, тогда полис ОМС мы бы ему выдали...».

То есть мигрантов из южных стран, прибывающих к нам на заработки, в больницах лечить бесплатно будут, а граждан России — нет? То, что я не ослышалась, что действительно все так и есть, мне подтвердили в региональном фонде ОМС. Добавив, что компьютерная программа, в которую вбиваются паспортные данные, настроена на номера общегражданских паспортов, а нумерацию заграничных, хоть бы и российских, не видит.

Вот так! В век высоких технологий ты букашка даже с бумажкой, если тебя компьютер не разглядит.

Моя попытка выйти из положения, оформив отцу полис добровольного медицинского страхования, тоже не увенчалась успехом. Выяснилось, что в Новгородской области нет ни одной страховой компании, которая бы выдавала такие документы физическим лицам. Наши страховщики работают исключительно с организациями и фирмами.

На вопрос «Что же мне делать?» страховщики мудро посоветовали: «А вы каждый раз, когда медицинская помощь папе будет требоваться, за визиты к докторам и процедуры платите наличными...».
Единственный дельный совет дали в УФМС по Новгородской области, предложив оформить отцу еще и общегражданский российский паспорт. Заместитель руководителя управления Татьяна ИГНАТЬЕВА, правда, предупредила, что этот документ в обязательном порядке не выдается россиянам, постоянно проживающим за рубежом. Зачем он им в другой стране? Ведь к нам они спокойно въезжают по заграничному, по которому, к слову, и билеты на все виды транспорта покупают, и в гостиницах селятся или получают временную регистрацию по конкретному адресу родственников. И голосуют на российских выборах, если МИД РФ такую возможность дает. Только болеть не могут...

Итак, автоматически не дадут, но попробовать можно... На это, сказали мне, уйдет два месяца (УФМС обязано отправить запрос в консульство РФ в Эстонии о подтверждении гражданства России, и только затем можно переходить к самой процедуре оформления). А потом еще 30 дней нужно ожидать полис ОМС. А добавьте к этому СНИЛС, без которого с нами в поликлиниках не хотят разговаривать... В общем, мороки много.

Понимаю, если бы мой случай был один на миллион. Но, задав в поисковике Интернета соответствующий запрос, получила массу информации. Людей с двойным гражданством или, как мой отец, имеющих вид на жительство в другой стране, много. Среди моих друзей в Прибалтике достаточно тех, кто свободно говорит по-эстонски, но думает по-русски, и паспорта у них — российские. Они не рвут связей с Родиной, потому здесь они когда-то родились, учились, здесь живут их родственники, знакомые, здесь, в конце концов, похоронены их предки.

И вот когда тебе открытым текстом говорят, что в России создаются условия для комфортного проживания иностранцев, но не для своих, становится не по себе. За державу становится обидно.