Среда, 17 июля 2024

Большие перемены

О физике и лирике в жизни педагога Петра ВОЛКОВА

Профессиональный путь заслуженного учителя РСФСР, почётного гражданина Великого Новгорода Петра Васильевича Волкова можно разделить на два этапа. Сначала он создавал идеальную школу, а потом — вуз, в котором хотел готовить совершенных учителей для совершенных школ. Накануне Дня знаний корреспондент «НВ» поговорила с Петром Васильевичем о том, из чего складывается авторитет преподавателя, откуда берутся талантливые ученики и можно ли научить ребёнка любви... к физике?

Школа-автомат

Учительскую закалку Пётр Васильевич проявил с первых же минут нашего общения. Первым вопросы начал задавать он. Скорее всего для того, чтобы прощупать, с каким материалом ему придётся иметь дело. Спрашивал с вступлением, обнадёживающим, пожалуй, любого ученика: «А как вы думаете...». Мои предположения внимательно выслушивал, хотя, наверное, уже знал их наперёд, а потом озвучивал правильный ответ:

— А как вы думаете, Анечка, может ли учитель за две-три минуты проверить, как класс, состоящий из 36 учеников, усвоил урок? Сомневаетесь? А вот и зря. Может.

В далёком 1965-м году вся страна через «Учительскую газету» узнаёт об автоматизированном кабинете физики школы № 8 Новгорода. Её директором совсем недавно был назначен Пётр Волков, которому исполнилось всего-то 34 года. А до этого он больше десяти лет в её стенах преподавал физику.

В автоматизированном классе у каждого ученика имелся свой пульт, который был соединён с пультом учителя. Выполняя тестовые задания, которые тогда назывались «программированные», ребёнок с помощью устройства давал свой вариант ответа на вопросы, касавшиеся только что пройденной темы. Благодаря электрической конструкции на лист бумаги сразу выводились результаты опроса. И учителю становилось понятно за несколько минут, сколько детей ответило неверно и кто конкретно. Самое примечательное, что машина по проверке знаний была разработана самим Волковым и его способными учениками. Их кружок так и окрестил «моё конструкторское бюро».

— Физика и математика — это специфические предметы. В учебниках изложение последующей темы неразрывно связано с предыдущей. Если ученик не понял первую, то не поймёт и следующую. Незнание нарастает, пропадает интерес к предмету, дети нарушают дисциплину. Хорошо составленные тестовые знания помогли частично снять проблему неуспеваемости, — рассказывает он.

На огонёк к Волкову

Его «конструкторское бюро» ещё в 60-м году на 1-м Всероссийском съезде учителей в Кремлёвском Дворце съездов представило несколько оригинальных приборов. К слову, на той выставке только четыре школы получили это право: две московские, ленинградская и новгородская. Что показали юные физики из города на Волхове? Автомат подачи звонков, автомат продажи тетрадей и карманный транзисторный радиоприёмник. В то время для подростков он был желанным не меньше, чем для современных тинейджеров навороченный айфон. Со всей страны в письмах ему стали приходить просьбы поделиться схемами устройств.

Был ли Пётр Васильевич строг к своим ученикам? Не без этого. Но двоечников у него никогда не было. Всегда давал шанс исправить «неуд». Свет в кабинете физики у Волкова горел до поздней ночи. Вместе со своими вундеркиндами, многие из которых впоследствии стали докторами и кандидатами наук, он придумывал очередную конструкцию.

— Ученики школы знали, если дома не получается решить задачу, то можно подойти в мой кабинет. Кому-нибудь из своих вундеркиндов я поручал с этим учеником позаниматься и объяснить решение задачи. На уроке не спрашивал тех, кто предупреждал меня до звонка, что не смог выучить материал по какой-то веской причине, например, в семье случилось что-то неприятное, — объяснял он свою методику воспитания и образования.

На вечное хранение13deti

Надо сказать, что восьмая школа не относилась к простым. В ней учились дети членов исполкома и обкома. И многие начальники хотели доверить своих детей только её педагогам. Впрочем, элитарность накладывала и ответственность.

В 1964 году было принято постановление ЦК КПСС и правительства о том, что в школах необходимо применять технические средства обучения (ТСО). В советское время, прежде чем внедрить что-то новое, проводился эксперимент в специально выбранных школах. Ею и стала восьмая, заслужившая репутацию передовой. Кроме того, в апреле 1967 года в Новгороде было решено провести Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблеме использования ТСО.

— Я понимал, что учитель будет применять технические средства только тогда, когда он будет обучен грамотному пользованию техникой, когда он психологически будет подготовлен. Практика показывала, что своеобразный синдром боязни данных средств наблюдался у учителей-женщин. Требовалось их обучить грамотно пользоваться кинопроектором, графопроектором, диапроектором, магнитофоном, — вспоминает Пётр Васильевич. — С оборудованием классов помогал шефствующий над школой полупроводниковый завод.

Между тем успех школы только её технической новороченностью заслуженный учитель не спешит объяснять. В 60-х, будучи молодым директором, он сумел поднять родительскую общественность, убедил педагогический коллектив заниматься с детьми и во внеурочное время, помог сформироваться ученическому самоуправлению. Тот памятный учебный год школа закончила без второгодников. В ноябре 1967 года первый секретарь обкома Антонов вручит школе Красное знамя на вечное хранение, а Волкову предложит перейти на работу в Новгородский пединститут, чтобы возглавить кафедру физики. Учитель уходить из школы не хотел. Но возражать было не принято.

От мела — к телецентру и назад

— К ЕГЭ я отношусь отрицательно. Представьте, я принимаю экзамен на поступление в педагогический институт у сельского мальчишки. На первый вопрос он мне отвечает, а задачу проваливает. Преподаватель без души, чиновник, система его тут же отсеивают. А я начинаю его спрашивать по всей теме. И понимаю, что голова у него работает. Но он не виноват, что в деревне его не научили. И в вуз я его с тройкой зачисляю, – скажет Пётр Васильевич, уже как бывший ректор вуза.

В 79-м году, когда было завершено строительство нового учебного корпуса для института, необходимо было подумать над его начинкой. У Волкова появилась амбициозная идея, к которой, кстати, многие отнеслись со скепсисом, — создать учебное телевидение. Как он считал, нельзя готовить будущих учителей только лишь с помощью мела, тряпки и доски.

Новгородский вуз оказался первым среди пединститутов России, у которого появился свой телецентр. Там монтировались передачи об учительской профессии, создавались в качестве учебного пособия фильмы об уроках физики самых лучших в области учителей. Лекционная аудитория методики преподавания физики была оборудована по типу школьного физического кабинета... Увы, уже давным-давно ничего из этого не сохранилось. В августе 88-го года по состоянию здоровья он покинет свой пост.

Кажется, Отто фон Бисмарку принадлежит афоризм о том, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. В их силах и возможностях — заложить в детские головы и души стремление к знаниям и правильным ценностям. Не сделают они этого вовремя, и целое государство в скором будущем потерпит фиаско. В истории родного отечества подобный сюжет один из последних.

Волков уверен: не может быть так, чтобы в профессию учителя шли случайные люди, как выразился Волков, «урокодатели, которые после занятия шапку в охапку и бегом из класса»:

— Учитель должен собирать вокруг себя талантливых учеников, заниматься внеклассной работой. А теперь скажите мне, Анечка, как в институте сельского хозяйства можно приобрести профессию педагога? – снова мне в учительском тоне задал вопрос Пётр Васильевич.

Я растерянно пожала плечами, как не подготовившаяся ученица, и ответила: мол, наверху виднее, в каком направлении выстраивать систему образования. А он серьёзно скажет: «Настоящее обучение на учителя может быть только в педагогическом институте. И его требуется возродить в Новгороде, на его прежнем месте в Антоново, а ещё требуется найти ему руководителя такого же, как я. Я-то знал, как учить учителя, и делал это как следует».

* * *

Первого сентября он обязательно позвонит в восьмую школу, поздравит её учителей с началом нового учебного года и поблагодарит их за то, что они продолжают оставаться верными своему делу. Одному из самых благородных на этом свете.

Фото Владимира БОГДАНОВА