Среда, 17 июля 2024

В деревне Нередица Новгородского района «врагов» знают в лицо

Такая возможность у местных жителей появилась благодаря фотографиям, расклеенным на автобусной остановке в Нередице.

А во «враги народа» попали (слева-направо): художник-реставратор Татьяна Ромашкевич, заместитель директора музея-заповедника Сергей Трояновский и директор музея художественной культуры новгородской земли Сергей Богданов.

Судя по надписи (см. фото), эти «любители древности» твердо намерены уничтожить поселение. Ни больше, ни меньше. Никто не взял на себя ответственности за размещение «наглядной агитации». И мы не будем говорить, кто это был, хотя...

Все трое известны как защитники нередицкого холма, на котором стоит памятник ЮНЕСКО – храм Спаса. Там же имеется памятник археологии – древнерусское селище. На нем, в непосредственной близости от храма, начата и продолжается застройка. Хотя заведомо ясно, что все эти строения окажутся в охранной зоне, где их быть не должно по определению. И скоро уже окажутся: селище будет включено в региональный реестр охраняемых объектов, а храм – в федеральный. На эту тему сказано – письменно и устно – более чем достаточно. Однако владельцы соток на историческом ландшафте, и это тоже очевидно, идут напролом. На днях там уже видели «трудящихся Востока», начавших копать на холме – для закладки фундамента, видимо.  

Вчера в Нередице побывали специалисты комитета государственной охраны объектов культурного наследия. И зафиксировали, так сказать, факт перемен.    

Насколько нам известно, еще не завершен судебный процесс по иску об обязании снести дом, извините, баню. Мы уже объясняли, что там – дом-трансформер. Поскольку он на сваях, то его можно считать хозпостройкой, не относящейся к капитальным сооружениям.

Ни ход процесса, ни перемены на холме руководитель охранного ведомства Светлана Кузьменко не комментирует. По крайней мере по телефону. А о том, что «там все не просто», мы и сами догадываемся.   

На этой неделе и Трояновский, и Богданов побывали по месту размещения своих портретов. Ромашкевич же в Нередице – каждый день. Поскольку занята реставрацией храма, и поэтому ближе всех к возмущенной деревне. А возмущаться нередицким жителям совершенно ни к чему, поскольку никакие реставраторы и археологи на их дома и участки никогда не покушались. И согласно проекта охранных зон, разработанного по заказу Министерства культуры, там – зона регулируемой застройки. Весь сыр-бор – из-за участков на краю холма со стороны дороги на Рюриково городище. Надо полагать, оттуда же и попытки натравить всю деревню на «любителей древности».    

– Я достал планшет, мы зашли на сайт Министерства культуры, посмотрели проект охранных зон, – рассказывает Сергей Богданов. – Там все понятно. Людей дезинформировали, напугав и настроив против нас.     
По словам Сергея Борисовича, ни он, ни его коллеги не притронулись к фотографиям на остановке: пусть снимают те, кто размещал.

– У меня нет никакого желания ни встречаться с ними, ни дискутировать. Они слышат только себя. Им хочется строиться на холме, и все. Никакое селище их не интересует. Я пытался объяснить им ситуацию еще в начале августа, когда увидел, что огораживают территорию. Нахамили, обматерили, пытались выбить из рук мобильник, когда я стал фотографировать забор. У меня есть видеоматериал, я передал его в прокуратуру вместе с заявлением.     

Такая вот в Нередицах очередная страстная неделя. Жаль, не придется увидеть на остановке фотографии тех, кто в свое время порадел, помог желающим взгромоздиться на холм. А ведь из-за них, земледелов, тянется этот скандал. Кругом разговоры про туризм – что показывать будем? 

Фото Сергея Трояновского