Среда, 17 июля 2024

Уссурийская трагедия

Кто в ней виноват, судить не нам, но животных жалко...

Такие комментарии к новостям читаешь не каждый день: «Владельцев зоопарка — под суд». «Под расстрел. Это не зоопарк — концлагерь». «Поддерживаю». «Я бы владельцев таких «зоопарков» сама в клетки посадила и утопила».

Круто? Попробуем разобраться...

Звери в воде

Тайфун «Гони», вызванный мощным циклоном, о приближении которого синоптики предупредили заранее, обрушился на Приморский край неделю назад, в ночь со среды на четверг. За несколько дней он вылил на землю до двух месячных норм осадков. Ливнями вспучились реки, вышли из берегов. В воскресенье не выдержала напора воды дамба в Уссурийске, и стихия хлынула на улицы, заливая дома, автомашины и всё, что попадалось на пути. Среди прочего на пути оказался 109-летний парк с весёлым названием «Зелёный остров» (в просторечии «Зелёнка») и с находящимся на его территории частным Уссурийским зоопарком, собственностью ООО «Сапсан».

В понедельник это стало одной из главных новостей всех российских информ-агентств. Тем более, еще не стёрлась из памяти трагедия Тбилисского зоопарка, потерявшего в июньском наводнении половину из 600 своих обитателей. Новости из Уссурийска были хоть и не столь жуткими, но вполне драматичными.

Территорию, где разместились клетки и загоны, залило полутораметровым слоем воды, добраться туда, чтобы увидеть состояние животных, возможно было только на лодках. Картина открылась душераздирающая. Голодные звери стояли в воде кто по пояс, кто по шею. Одних охватило безразличие, другие яростно грызли решетку. Мелких зверей, вроде барсуков, и относительно безобидных, вроде оленей и косуль, волонтерам и полицейским удалось эвакуировать в лодках или просто выпустить. Но крупных, среди которых были медведи, волчье-собачьи гибриды и лев, запросто в лодку не погрузишь, сперва нужно обездвижить. Да и клетки не открыть — замки под водой.

Более того, никто не знал, где ключи от клеток, а сотрудники городской администрации, по их словам, третий день не могли дозвониться до директора и совладельца зоопарка Владимира Ваганова. А ведь именно он, зная о предупреждении синоптиков, должен был позаботиться о перемещении животных в безопасное место и в случае, если бы сам не справился, вызвать МЧС...

Разросшийся приют

К тому времени как волонтеры на моторках начали привозить корм и просовывать его сквозь решетки в попытках хоть немного подкрепить перепуганных, замёрзших и изголодавшихся зверей, стало известно, что одного из 15(!) медведей — юной Масяни — уже нет в живых. Её клетка стояла ниже прочих, и зверь захлебнулся.

Вообще-то, по фотографиям и видеосюжетам судя, зоопарком здесь не пахло. Почему это нагромождение тесных жутких клеток получило такое приличное название — самолюбие горожан потешить? Собрание животных, размещенных как попало или как позволили возможности, зоопарком не называют. Максимум — зооуголком.

Поиски в Интернете разъяснили ситуацию. В 1997 году любитель животных Владимир Ваганов решил создать приют для зверей, отслуживших свой срок на цирковой арене или в кино. Затея благородная, потому что правда ведь жалко убить медведя или льва только за то, что состарился. Всё-таки живая душа, а не машина. Уссурийское начальство Ваганова поддержало, выделило для клеток участок в «Зелёнке». Своих «пенсионеров» он кормил за свой счет и за счет того, что платили желающие поглазеть на зверей. Совершенно точно, на таком грустном «аттракционе» не заработаешь, концы с концами бы свести.

Начался приют с полутора десятков списанных в цирке зверей, но годы шли, и в 2012-м число крупных обитателей «зоопарка» выросло до 60-ти, не считая разной мелочи — зверьков и птиц, сбитых машинами, подстреленных горе-охотниками и т.п. Кого-то из бедолаг удавалось вылечить и отпустить на свободу, другие оставались навсегда. На расширение своего хозяйства Ваганов взял кредит в банке. Учредив ООО, организацию коммерческую, ни коттеджа, ни приличной иномарки, пишут, он не заработал. Всё, что имел, тратил на нужды «реабилитационного центра». Правда, положенными документами, дающими право на содержание диких животных, свой приют он не обеспечил, что со временем его самого обеспечило проблемами, о которых позже.

И место для «зоопарка» оставалось неизменным. Низким, ненадежным. А ну как зальёт однажды?

Стихийный опыт

В 2005 году самый мощный за всю историю США ураган «Катрина» буквально разметал Новый Орлеан. Однако местный Audubon Zoo понёс минимальные потери: погибло всего трое животных, а самыми значительными разрушениями оказались поваленные деревья. Чудо? Да нет! На протяжении многих лет зоопарк проектировался и строился на возвышенной территории с учетом давно предсказанной чудовищной стихии, которая однажды должна была нагрянуть сюда. Не будет преувеличением заметить, что у его руководителей и создателей мозги были на месте.

Вообще же, от стихии не застрахован никто. В той же Америке, в штате Оклахома, из зоопарка «Тигриное сафари» 7 мая нынешнего года сбежали несколько тигров, и полиция настоятельно рекомендовала горожанам не показывать носа из дому, пока всех хищников не отловили. Побег этот оказался возможен из-за торнадо, разрушившего ограду.

В 1997 году поднявшаяся на четыре метра вода смыла с острова посреди Одры зоопарк в польском городе Ополе, подтопила Вроцлавский зоопарк. Да и недалёкая от нас Нева также славится наводнениями, время от времени заливающими Санкт-Петербург и его зоопарк...

Того, что произошло в середине июня в Тбилиси, вряд ли кто ожидал. Вода залила зоопарк и его окрестности в считанные минуты. Почти девять десятилетий существовал он в своей низине, и ничего страшного. Но через 88 лет грузинский авось не подействовал. Кстати, ликвидировать последствия стихии тбилисцам помогали волонтеры из Пражского зоопарка, уже имеющие такой опыт.

Замечательный зоопарк чешской столицы расположен в двух уровнях: частично — на берегу Влтавы, частично — на возвышенной территории. Уже в этом столетии он дважды подвергался наводнению. В 2002 году речная вода почти смыла нижнюю часть, погубив немало животных, в том числе и таких ценных, как слон и горилла. Пражане сумели извлечь из этой трагедии горький урок, и потоп-2014 не застал их врасплох. На сей раз эвакуация большинства птиц и зверей прошла организованно, без потерь, к тому же слоны и бегемоты к этому времени переехали в современное здание, выстроенное наверху. Запланировано там и строительство нового гориллятника. На эти новостройки требуются сумасшедшие деньги, однако чешская столица идет на такие траты, потому что Пражский зоопарк — сегодня такой же городской бренд, как и знаменитые замки, мосты и старинные храмы.

Теперь тбилисские власти зашевелились и ведут речь о проектировании нового зоопарка в более безопасном месте. Глядишь, и получится. Ведь это государственное учреждение, государственная коллекция животных, представляющая национальную ценность, и хочется верить, что в Тбилиси это наконец поняли.

Плохонький, да свой?

Наверняка многим жителям Уссурийска — города, вместе с окрестностями примерно сравнимого с Великим Новгородом, — хочется, чтобы их «зоопарк» продолжил существование. Их мнение таково: хоть плохонький, да свой! Им не с чем сравнивать, да они и не хотят сравнений. Зоопарк нужен им для развлечения по типу ярмарочного балагана.

Другие их земляки, пораженные бедственной ситуацией, в которую угодили звери Ваганова, в комментариях к новостям требуют для владельца приюта-зверинца всевозможных кар. А также собирают подписи под жалобой на его бездействие. С некоторыми из них солидарен и вице-премьер, полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, к слову — бывший глава Минприроды. По сообщению пресс-службы администрации Приморья, он поручил правоохранительным органам «привлечь к ответственности владельцев частного зоопарка».

Пока в этой истории много неясного. Неужели Владимир Ваганов и впрямь где-то пропадал, бросив на произвол судьбы своё детище? Не вяжется такое со всеми его предыдущими многолетними усилиями по спасению цирковых четвероногих пенсионеров и разных подранков. Тем не менее возбуждены уголовные дела по факту гибели животных. Скорбный список включает не только Масяню с «Зелёного острова», но и кроликов, морских свинок, попугайчиков, оленя и енота — 27 живых существ, утонувших в контактном мини-зоопарке «Счастливый» (горькая ирония), что в селе Борисовка у других владельцев...

Сегодня таких вот приютов, «контактников», прочих частных зооуголков, гордо, но безо всяких на то оснований именующих себя зоопарками, по России пруд пруди. Вырастают быстрее, чем грибы после дождя. Без концепций, а то и вовсе без дальних мыслей — так, на авось. Для своеобразного бизнеса, для удовлетворения хозяйского тщеславия. Но даже если эти псевдозоопарки создаются с благой целью — спасти сирых и покалеченных или, как начинал Ваганов, дать дожить старым цирковым зверям, или просто подарить радость местным детям — они, как правило, создаются без учёта элементарных норм и правил санитарии и техники безопасности, строятся из подручных материалов, тяп-ляп, абы как. Потому что цель благая, а денег-то нет. В полном соответствии с давно уже крылатой фразой: хотят как лучше, а получается как всегда.

Нет в России закона о деятельности зоопарков, который регламентировал бы и их создание. Правда, работа над ним идет, и когда-нибудь он будет принят. Но пока — что не запрещено, то разрешено. И зверинцы плодятся, одним своим существованием дискредитируя настоящие зоопарки, ведущие просветительскую, научную и природоохранную работу, стремящиеся меняться к лучшему...

Размещенному в низине уголку Владимира Ваганова на роду было написано утонуть, случись что. Это понимали и владелец уголка, и городские чиновники. Подыскивали более подходящую территорию, но... Ваганов аргументировал тем, что он слишком много денег вложил в существующий участок. И ведь правда вложил, не поспоришь. И потому упирался, ждал неких преференций, надеясь на авось. Перестал платить арендную плату за землю — на его взгляд, непомерно высокую. Но уж такая она была установлена, всё по закону, и чиновники не желали пойти на ее снижение: «Не имеем права!». Стали гнать, пугать приставами — он голодовку объявлял. На него временно махали рукой. Так годами и бодались. С нулевым успехом.

Дободались. Случилось то, что и должно было случиться. Кто виноват, судить не нам. Разберется следствие. Суд, если он состоится, определит меру наказания. А животных жалко...

Хорошо и по уму

Напоследок подчеркну важнейший момент. Время, когда зоопарк мог возникнуть, унаследовав школьному «живому уголку» или юннатскому кружку либо по инициативе одного или нескольких энтузиастов, прошло. Сегодня для появления зоопарка есть только два реальных пути.

Первый путь: частным порядком — за счет больших средств богатого человека или группы таких людей. Примеры как более-менее удачных, так и бесспорно удачных проектов такого рода в России уже есть. Их несколько, и самый яркий из них — парк птиц «Воробьи» в Калужской области, отметивший первое десятилетие своей работы. Деятельность «Воробьёв» не единожды освещалась «Новым Ноевым ковчегом», а буквально на днях, 13 августа, этот парк был отмечен госпремией как один из лучших туристических проектов страны.

Путь второй: по инициативе сверху, если у руководителя города или региона хватает мудрости, дальновидности и власти для осуществления такого проекта. Так было в Красноярске при мэре Петре Пимашкове. Так сложилось в Ярославле по инициативе мэра Виктора Волончунаса. Так произошло в Ижевске под личным контролем удмуртского президента Александра Волкова. Уже одними этими заслугами перечисленные имена вписаны в историю.

Названные мною примеры изначально создавались как серьезные зоологические учреждения. Без оглядки, мол, сначала сделаем как получится, а потом будем постепенно улучшаться. Они сразу строились всерьез и надолго. Их обитатели не сидели в зарешеченных ящиках, залатанных панцирной сеткой от списанной кровати, а заселялись в адекватные вольеры. Потому что народная мудрость о том, что нет ничего более постоянного, чем временные сооружения, до сих пор работает как часы.

Истина эта относится ко всему, а уж к зоопарку-то — в первую очередь. Так что его, если есть возможность, нужно делать сразу хорошо и по уму. А нет такой возможности — не делать вовсе. За людские амбиции не должны расплачиваться невинные животные...

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР: К полудню вчерашнего дня вода ушла из клеток, звери поели и погрузились в сон. Сотрудники МЧС приняли решение оставить их на месте. Однако некоторые горожане остались недовольны этим решением, так как боятся второй волны подтопления. Около 11 часов дня у «зоопарка» начался митинг, собравший около 40 человек. Люди принесли плакаты с призывами «Животным новый дом» и «Животным жизнь» и требовали, чтобы медведей временно вывезли в помещения Уссурийского цирка, как планировалось ранее.

Фото primamedia.ru