Среда, 17 июля 2024

Идеальный кадр

Недостаточно подготовить дипломированных специалистов, нужно, чтобы они и работали по профилю

На областном педагогическом форуме, который традиционно проводится в конце августа, тема кадрового обеспечения шла рефреном почти через все выступления. Так, руководитель департамента образования и молодежной политики Александр ШИРИН в своем докладе отметил, что кадровый педагогический состав области на протяжении нескольких лет остаётся стабильным. Однако все острее ощущается нехватка учителей иностранного языка, математики, начальных классов, географии, химии.

— Одна из существенных проблем — старение педагогического корпуса, — констатировал Ширин. — Средняя численность учителей пенсионного возраста в школах достигла 23%. Но, например, в Валдайском районе таких специалистов — больше половины, в Чудовском — 32%, Парфинском — 27%. В сфере образования сейчас в основном трудятся люди в возрасте 35—55 лет.

Что касается приглашения на работу в учебные заведения выпускников учреждений профобразования, этот процесс в регионе, как отмечают эксперты, идет недостаточно активно. По статистике в этом году молодых учителей до 35 лет от общего числа педагогов — 16% (в 2013 году — 15%). Больше всего — в Боровичском, Любытинском районах и в Великом Новгороде. А вот в Волотовском муниципалитете обладателей свежих дипломов не видели уже на протяжении нескольких лет.

— Надо заметить: в последние годы НовГУ без проблем набирает студентов на педагогические направления. Но среди них почти нет поступающих по контракту. А ведь именно школы, детские сады должны выступать в роли работодателя и предлагать подающим надежды старшеклассникам заключать целевые соглашения, гарантирующие трудовое место в дошкольной группе или школьном классе. Ведь кому как не опытным педагогам подбирать себе смену, — подытожил Ширин.

Тему профессионального выбора продолжил ректор НовГУ Виктор ВЕБЕР. Он убежден, что примерять себя к специальности нужно задолго до студенческих лет, чтобы не получалось, что к 3—4 курсу молодой человек понимает, что выбрал не тот профиль:

— Возможно, профориентировать нужно уже с детского сада. Но однозначно: такое информирование, выезды на предприятия и фирмы для знакомства с конкретными специализациями должны быть в общеобразовательных заведениях. К сожалению, профориентация — слабое звено школы. И еще — обучение по отдельным дисциплинам.

Что касается предметной подготовки, НовГУ уже давно для одаренных ребят — жителей Новгорода — организует курсы по физике, математике. В этом учебном году университет предлагает школам, в том числе и из районов, заключить договоры на дистанционные обучающие циклы занятий — как для большой аудитории, так и индивидуальные.

А вот в департаменте сельского хозяйства и продовольствия обеспокоены не столько набором студентов и их подготовкой (с этим всё в порядке), сколько последующей занятостью молодых специалистов.

Заместитель руководителя департамента Галина РИЗЕНКО отметила, что среди студентов-аграриев учреждений среднего профессионального образования — много молодых людей призывного возраста. После получения дипломов половина из них идут в армию. И только 26% дипломированных специалистов трудоустраиваются по профилю. По ее мнению, нужна отсрочка от армии:

— Хотя бы на один год. Это позволило бы ребятам получить практические навыки работы по своей специальности, закрепиться в хозяйствах. И после службы в вооруженных силах они бы не гадали, куда им ехать. А так после армии многие в регион не возвращаются.

Согласитесь, предложение, в общем-то, дельное. Но такие решения принимаются на уровне федеральной власти.

На педагогическом форуме кадровый вопрос был рассмотрен с разных сторон. Обозначены болевые точки, даны предложения. Вряд ли названные трудности удастся преодолеть за этот учебный год. Но пытаться надо...

Фото Владимира БОГДАНОВА