Среда, 17 июля 2024

Последний аргумент

В Великом Новгороде прошла акция «Воспитываем с любовью»

Был солнечный день. Из репродуктора лилась мелодия из фильма «Приключение Электроника» и под звонкие голоса хора: «Давно пора понять, мы маленькие дети, нам хочется гулять» — часть малышей резвилась, перескакивая ступеньки главного входа в универмаг «Русь».

Эта акция «Воспитываем с любовью» проходит в рамках мероприятия по всероссийской подпрограмме «Защитим детей от насилия» не первый год. Во всем мире она называется «Синяя лента» в память об американском ребенке, забитом насмерть приемными родителями. В Великом Новгороде ее готовят сотрудники отделения социальной диагностики, которым в центре «Подросток» руководит Вера Морякова. Они взывают к взрослым, чтобы те вспомнили свое детство и не повторяли ошибок в воспитании детей, формировали в них уважительное отношение.

— Вы наказываете своих детей ремнем? — поинтересовалась я у покупательницы. Ее юный спутник тянулся к столу, на котором были разложены плакаты. И вдруг, узнав в юном художнике друга по дворовым играм, возликовал и тоже уселся за стол.

— Я одна воспитала двух дочерей, у меня пять внуков, но никогда их так не наказывала.

— Это ваш внук? — кивнула я в сторону белобрысого мальчугана, который уже что-то обсуждал с дружком.

— Нет, это мой сыночек.

— А сколько же вам лет? — извинилась я за нескромный вопрос.

— Я взяла на воспитание, очень люблю его. Мне старшие дети говорят, что балую, но он меня тоже любит.

Они пошли повязывать розовую ленточку на тополек у плаката «Родитель, будь умнее! Скажи насилию нет!». На соседнем деревце висел ремень. Трепыхались на ветру две фиолетовые ленточки, символизирующие жесткую точку зрения на методы воспитания. Ну, кто всенародно признается в таком? Хотя слышались высказывания, что «конечно, надо лаской воспитывать, но иногда и ремешком не мешает проучить».

— Значит, у вас не хватило слов, чтобы отстоять свою правоту, — дискутирую с очередной покупательницей.

— А вы своего ребенка разве не наказывали? — парирует она.

— Нет, ему было три года, когда я однажды подняла руку, чтобы отвесить подзатыльник. Он закрыл голову ручонками. Рука так и повисла в воздухе. Он такой маленький, а я, большая, делаю ему больно. Уже внук большой вырос, но до сих пор помню беспомощные глаза сына. Знаю, что и своего сына он никогда не наказывал.

Психологи сейчас выделяют несколько форм насилия, в том числе и физическое, когда наносятся телесные повреждения. К нему они относят и шлепки. Насилием считается вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков. Не меньше вреда становлению личности причиняет психическое насилие, когда унижается достоинство ребенка, звучат оскорбления и угрозы в его адрес. Ребенок лишен любви и внимания.

Так же он будет относиться и к окружающим, и к своим детям, став взрослым. Потому что такая модель поведения закреплена в его сознании с ранних пор. Пренебрежение основными потребностями ребенка — отсутствие нормальных условий жизни, заботы о его здоровье и развитии — тоже относят к подобным факторам.

Недавно на сайте департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области был опубликован полугодовой отчет, в котором фигурировали такие цифры: 14% вопросов, заданных дежурному оператору, касались взаимоотношений родителей и детей, и лишь 1,1% — по жестокому обращению с детьми. Нет проблем?

Валентина ПОДЫМОВА, член Союза журналистов России

Фото с сайта www.gogetnews.info.

Основные принципы общения с ребёнком

1. Ребёнка надо слушать. Внимательно, а не дежурно и поверхностно. Не перебивать, не высмеивать, не говорить, что он несет ерунду.

2. Уделяйте ребёнку время и проводите его качественно. Час в день, если речь о буднях, и несколько часов в выходные вы должны провести с ребенком. Слушайте, разговаривайте, отвечайте на вопросы, читайте, демонстрируйте что-то, участвуйте в игре. Ребенок должен быть вовлечен в вашу жизнь, как и вы в его.

3. Будьте духовным наставником. Посвящайте ребенка в свои ценности. Рассказывайте о людях, которых уважаете, знакомьте с достойными людьми. Говорите о морали, нравственности, душе, о смысле жизни в понятных ему категориях.

4. Развивайте его тело. Выражение «В здоровом теле — здоровый дух!» — не пустые слова. Но ограничиться своевременными профосмотрами и анализами нельзя. Зарядка, подходящий ему спорт, активные игры, ходьба пешком — это должно присутствовать в жизни ребенка.

5. Учите его любить природу. Не ленитесь ходить в парк, ездить в лес, к реке, к озеру. Обращайте внимание малыша на простые вещи, подчеркивая их гармонию и красоту, — вот ползет божья коровка, взгляни, как причудливо выстроились облака... Не отказывайте малышу в радости иметь домашнее животное, если он об этом просит.

6. Собственный пример — это залог всего. Вы каждый день ссоритесь с мужем и мечтаете, что ваш ребенок создаст в будущем счастливую семью? Вы ходите в затертом халате и думаете, как научить вашу дочку быть принцессой? Ваш муж кричит на вас, и вы ему это позволяете? Не секрет, что дети неосознанно строят свою взрослую жизнь в соответствии с заложенной в детстве моделью. Если хотите вырастить счастливым своего ребенка, начните с себя! Разберитесь в своих отношениях, меняйтесь, развивайтесь, признавайте ошибки и исправляйте, взрослейте вместе с детьми!