О некоторых вопросах, интересных всем
27 августа министр образования и науки РФ Дмитрий ЛИВАНОВ по телемосту провел Общероссийское родительское собрание, трансляция которого велась на сайте Минобрнауки России. Предлагаем вниманию читателей ответы министра на наиболее злободневные, с точки зрения «НВ», вопросы.
О введении ЕГЭ по английскому языку
Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Это действительно произойдет, и мы к этому готовимся.
О введении единых учебников
Мы должны обеспечить всем нашим детям единое ядро фундаментальных школьных знаний. Речь не идет о переходе на стандартные лекала, по которым будут учиться все ученики и работать все школы. Речь идет о свободе учителей в выборе учебных материалов, которые максимально полезны для детей и максимально полно способствуют решению задачи воспитания и образования. Является крайне важным, чтобы у учителя была возможность выбора.
О школьной форме
Никто не может навязать родителю необходимость покупки школьной формы в определенном магазине или у определенного производителя. Школьная форма задает определенную модель одежды, но приобретена она может быть у любого производителя.
Об электронных учебниках
Каждый ребенок получает бесплатный комплект учебников перед началом нового учебного года. Начиная с этого года каждый учебник сопровождается электронной версией. Естественно, эта электронная версия поставляется вместе с новыми учебниками в тот момент, когда происходит закупка учебника у издательства. Поэтому постепенно, не сразу на 100%, но все электронные учебники войдут в жизнь каждой школы, станут доступны для каждого ученика.
О добровольных пожертвованиях
Все, что связано с обеспечением федерального образовательного стандарта — образовательная программа, дополнительные занятия, вопросы безопасности и комфорта детей, должно быть решено за счет бюджетных средств. Каждая школа должна получать финансирование в объеме, необходимом для полного выполнения важных функций. Это не исключает того, что родители могут добровольно оказывать школе помощь для решения каких-то конкретных задач. Если, например, родители считают, что уровень безопасности в школе недостаточен, они могут на добровольной основе, договорившись, «скинуться» и найти дополнительные деньги для усиления охраны. Принципиальна добровольность этих пожертвований.
О реорганизации школ
Укрупнение может быть обосновано только в том случае, если идет на пользу самим ученикам. Основные выгодополучатели этого процесса — ученики. Если объединение идет на пользу, повышает учебные достижения учеников, это можно делать. Если нет, его даже обсуждать бессмысленно. Решения могут приниматься только на основании добровольного волеизъявления, во-первых, самих педагогических работников, а во-вторых, управляющих советов, которые есть при школах. Только при наличии их желания к объединению можно это делать.
О приёме в школу
Школа обязана принимать всех детей, которые оказались — либо живут, либо временно находятся — на территории соответствующего муниципалитета. Ни один ребенок не должен остаться без места в школе.
Единственное основание для отказа — отсутствие свободных мест. Тогда муниципалитет обязан предоставить этому ребенку место в другой школе.
Об односменном режиме обучения
Современное качественное образование возможно только в режиме односменного обучения. Но сегодня в среднем по России еще около 20% детей учатся во вторую смену. Многие школьные здания исчерпали свой ресурс. Это серьезный вызов, стоящий перед системой образования. В течение 10 лет — до 2025/26 учебного года — предстоит создать более 6 млн. новых мест в школах. Поэтому со следующего года
Правительство РФ начинает специальную программу по строительству новых школьных зданий и расширению образовательной инфраструктуры.