Среда, 17 июля 2024

14 литографий

Литография «Трактир» (1916 г.)

Старорусские литографии Кустодиева прописаны в Астрахани

Профессор факультета физики и астрономии университета штата Миннесота (США) Михаил Шифман подарил Астраханской картинной галерее редкие графические работы русского художника Бориса Кустодиева, уроженца Астрахани, сообщило ИА «Интерфакс-Юг».

— Автолитографии Кустодиева презентованы картинной галерее в августе, — сказала пресс-секретарь Минкультуры региона Елена Лысенко. — Это работы в обложке из альбома Кустодиева «Шестнадцать автолитографий». Альбом был опубликован в 1921 году Комитетом популяризации художественных изданий и вошел в Золотой фонд русских изящных изданий. Эти работы никогда не выставлялись и представляют большую ценность.

По словам представителя министерства, «летом и осенью 1921 года художник, увлекшись новой для него техникой литографии и оценив эффект воздушности и живописности, который она дает, создает в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома. Правда, некоторые листы основывались еще на дореволюционных полотнах Кустодиева.

По данным ведомства, альбом с автолитографиями был позже назван «вершиной советской графики» и в 1922 году с успехом экспонировался на Международной книжной выставке во Флоренции.

Наша справка

Альбом «Шестнадцать автолитографий», выпущенный в свет в 1921 году Комитетом популяризации художественных изданий. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий». В издание вошли 14 литографий, а также титульный лист и лист оглавления, украшенные сюжетными виньетками, — всё было отлитографировано при непосредственном участии самого художника.

Папка с автолитографиями была напечатана в 15-й государственной типографии форматом Sm. Folio на плотной бумаге верже. На титульном листе значилось: «14 литографий», а на папке типографским шрифтом было набрано: «Шестнадцать автолитографий» (учитывались титульный лист и лист оглавления); последнее название и стало общеупотребительным.

Тираж составил 300 экземпляров, часть его — именные и авторские экземпляры с римской нумерацией. Автолитографии в основной части тиража были даны в чёрно-белом исполнении, в особой части Кустодиев обычно раскрашивал одну из иллюстраций, реже — титульный лист и лист оглавления.