Среда, 17 июля 2024

Татьяна, русская душою

В доме, где живёт традиция

Ну почему рушанки не ткали рушники?!

Пойдешь налево — рукоделья, направо — живописный ряд. Вот так сейчас в выставочном зале центра народного творчества и ремесел «Берегиня». Две выставки, а посвящение одно — родному городу и краю.

Художница Татьяна Степанова любит рисовать природу, деревню и храмы. Как тут не вспомнить Александра Сергеевича? Уже без всяких вольностей, а дословно: «Татьяна, русская душою...» и «...любила русскую зиму». Так вот, если уж зима, так она очень настоящая. Даже зябко становится. Летнего бы чего-нибудь, что ли?

Подумав об этом, я загляделся на пейзаж, попавший Степановой на кисть в деревне Будомицы. Ловать, омывающая каменную гряду. Высокий берег, на нем — лесенкой дома.

— Отсюда до Семенова, родины Рахманинова, довольно близко, — говорит Галина ДМИТРИЕВА, заведующая отделом выставочной деятельности центра «Берегиня», вот этим своим «между прочим» холмик с домиками превращает в нотный стан. — Там тоже одна сторона пологая, а с другой — берег на дыбах.

Похоже, а другое. И не покинет вдохновение любящего пейзажи родной стороны. Черпать и не исчерпать. Как воду из Ловати.

А когда то же самое и есть? Много кто рисовал набережную с домом Достоевского или Никольский собор и до Степановой. Тогда на что художнику глаза? Они у каждого свои. И душа, чувствующая эту красоту именно в этот день.

Если живопись — соло художницы, то экспозиция с рукоделиями — это целый оркестр. И что там только не звучит — глина, камень, ткань, дерево... Гимном 1000-летию Старой Руссы, которому всецело и посвящена.

Раз такое дело, историческое, то юбилейный привкус будет солоноват. Даже конкурс в рамках выставки был проведен — «Солонка на моем столе». Победительницей жюри признало ученицу школы искусств Наташу Кузьмину. Оно, конечно, молодым везде у нас дорога, но и мастера постарше годами свой класс вообще-то подтвердили.

И Нина Гуляева со своими медведями-солеварами. И Геннадий Полетов (как вы думаете, где в Старой Руссе мог работать человек с такой фамилией? Конечно, на 123 АРЗ!) — с его царь-солонкой в форме трона.

— На самом деле идея вполне традиционная, — поясняет Галина Александровна. — До революции здесь были заводы, принадлежавшие царской фамилии. И солонки в таком стиле уже делались.
Но хватит солить. Есть и еще на что посмотреть. Например, на памятник солдатам Вильманстрандского полка — маленькую копию того, который стоит на улице Александровской. Любовь Зорина «изваяла» ее из шерсти. Не каждый поверит. Недавно приходила группа туристов-курортников: очень просили, чтобы разрешили потрогать. Ну, мрамор же!

Вячеслав Богданов, известный здешний корабел, к празднику спустил на воду ладью. Парус у нее такой, что весь юбилей за собой потянет. С изображением жаворонка, символа 1000-летия.

Правда, у горожан мнения про птицу, придуманную модным столичным дизайнером Артемием Лебедевым, разные. Иные так и вовсе смотрят на нее, как Берегиня с домотканого полотенца, у которой — руки в боки. Кстати, это символ замужней женщины. Девица на вышивке воздевает руки к небу. Молясь, видимо, чтобы жаворонок, поселившийся у стены напротив, в нужный момент красиво спел.

А вот автор этих строк, завершая обход, чуть не дал петуха. Ввело меня во искушение созвучие. Ведь полотенца — те же рушники. И если мастерицы — рушанки... Но одна-единственная буква все испортила. Как мне объяснили, рушники обожали на Южной Руси. На Северо-Западе, как ни садись-рядись, получались только ручники.

Фото Владимира БОГДАНОВА