Среда, 17 июля 2024

Шесть вопросов не о том,

или Почему мы молчим, когда надо говорить, и говорим, когда нас не слушают. Рассуждает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

Думается мне, что форум ОНФ «За качественную и доступную медицину» не приведёт к сенсационным переменам. И пусть фронтовики упрекнут меня в упадке боевого духа, но по мне — лишь бы хуже не было. Потому что любая реформа при самых благих целях несет с собой трудности и проблемы. Дай Бог, чтобы временные...

Между тем Центральный штаб ОНФ свои тезисы шлёт в СМИ как директивы: «Необходимо устранить проблему отсутствия «детских» лекарственных дозировок», «Для привлечения медицинских кадров требуется расширить программу «Земский доктор», «Статистика в здравоохранении должна быть точной» и прочее, и прочее. Региональное отделение ОНФ уже рассмотрело один из вопросов, поднятых на форуме, а именно: соотношение зарплат главных врачей и их подчинённых, обыкновенных докторов.

В некоторых регионах оно выстраивается на уровне 1 к 10. Наши фронтовики официально проинформировали, что зарплаты руководителей новгородских больниц не превышают среднюю по учреждению более чем в пять раз. Кстати, данная практика определена постановлением областного правительства «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Новгородской области».

И всё же. Будучи взбудораженной то ли темами форума, то ли подсчётом чужих денег, я решила узнать: а как, собственно, прошла «горячая линия» по вопросам противодействия коррупции в здравоохранении, организованная профильным департаментом. Она состоялась в середине прошлой недели. Ведь одно дело, когда журналисты и общественники поднимают проблемы, другое — реакция населения.

Но линия, в общем-то, оказалась дежурной, плановой и абсолютно неоригинальной. «За шесть часов работы поступило всего шесть звонков. Пять из областного центра и один из посёлка Мошенское. Ни одно обращение не было связано с фактами коррупции, — рассказал заместитель руководителя департамента Юрий БУЛАТОВ. — Вопросы от населения касались оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения. По каждому дана разъяснительная информация и приняты конкретные решения. Отсутствие звонков о коррупции означает, что борьба с ней в системе здравоохранения идет эффективно».

— А что подразумевать в медицине под коррупцией? — не сдавалась я. — Для кого-то она может как раз заключаться в том, что ему не выдали вовремя препарат по льготному рецепту.

На что Юрий Александрович процитировал мне федеральный закон: «Коррупцией являются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки» — и сообщил, что в центре внимания подобных линий ситуации, когда медики вынуждают пациентов давать им деньги. Позвольте, но не об этом ли говорилось на форуме ОНФ? Очень чётко: с каждым годом растёт объём платных услуг в государственной медицине.

Можно ли повернуть процесс обратно? Разъяснения чиновника, как мне показалось, не оставили надежды.

— Горячая линия как раз и помогает дифференцировать, что является коррупцией, а что нет. В каждой медицинской организации определён порядок оказания платных услуг, то есть услуг, оказанных сверх территориальной программы государственных гарантий (выдача справок на право управлять транспортным средством или на ношение и использование огнестрельного оружия), а также сервисных услуг и услуг, предоставляемых без направления специалиста, и т. д. На них составляется договор. И если услуга будет оказана некачественно, пациент сможет обратиться в суд и взыскать с врачей сумму ущерба, — ответил Юрий Булатов. — Медицинские платные услуги — это показатель прогресса общества, когда растут его потребности. Население готово платить сверх обычного: за одноместную палату, за косметические операции, за оперативное обследование в обход общей очереди. Было бы лучше, если было бы только «бесплатное»? Понятно ведь, что государство не сможет для каждой больницы купить дорогостоящее оборудование, например, компьютерный томограф.

Не скажу, что я полностью разделяю точку зрения г-на Булатова. Но шесть звонков за шесть часов — это тоже ПОКАЗАТЕЛЬ. Я бы сказала так: показатель покорности. Горячие линии проводятся для того, чтобы выявить недостатки в системе, получить дополнительные сигналы с мест, от потребителей услуг (в данном случае — медицинских). Если мы не хотим участвовать в такой работе, стало быть, действительно проблема не является злободневной. А как еще понимать молчание?