Среда, 17 июля 2024

Варягу не пожелаешь!

И всё-таки, мать наша Родина с чего начинается?! Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»

12 сентября в Старой Ладоге открыли памятник великим князьям Олегу и Рюрику. На церемонии присутствовал министр культуры РФ Владимир Мединский.

В приветственном слове министр отметил: «Сегодня мы собрались на открытии первого памятника историческим личностям — князю Олегу и князю Рюрику, с которыми связаны первые шаги русской государственности. Для нас важно, что Рюрик — это первый летописно достоверный новгородский князь. Важно, что князь Олег более тысячи лет назад совершил событие — это было объединение Руси Новгородской и Руси Киевской, объединение славянских племен. Именно с Рюрика и Вещего Олега берёт своё начало галерея великих лидеров и вождей русского государства, которых называли царями, великими князьями, императорами, генеральными секретарями, а потом и президентами. Но именно здесь было основано наше государство, которое сегодня зовётся Россией».

Для новгородцев — ключевое слово «здесь». В Старой Ладоге? А мы-то думали, а мы-то праздновали...

Да ведь Старая Ладога впервые упоминается-то под 862 годом в «Повести временных лет» (Ипатьевский список): пришли три брата-варяга с родами «и срубиша город Ладогу. И сяде старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеус на Белозере, а третий Трувор в Изборьсце. И от тех варяг прозвася руска земля». Но Ипатьевский список — это 30-е годы XV века.

А вот в «ПВЛ» по Лаврентьевскому списку (1377 год) читаем в том же месте другое: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Вот тут и начинаются противоречия. По Ипатьевской, через два года Синеус и Трувор умерли, «и принял Рюрик власть всю один, и пришед к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша его Новгород, и сяде тут княжа». То есть это произошло не ранее 864 года! По Лаврентьевской, там уже к 64-му году всё стояло, что должно стоять!

Да мы вообще считаем с 859-го! Потому как под этим годом о Новгороде говорится в Никоновской летописи (та часть ее, что зовется летописью митрополита Даниила), которой серьезные ученые не особенно доверяют. «Никоновская летопись решительно переделывает старые известия на новый лад, передает их, не только перефразируя старый текст, но порой и снабжает их своеобразными комментариями», — писал академик Михаил Тихомиров. Да и Валентин Янин с Марком Алешковским оговариваются на сей счет в работе «Происхождение Новгорода (к постановке проблемы)» (1971): «В летописях Новгород упоминается впервые под 859 г.; правда, это упоминание содержится в сравнительно позднем своде». Это именно про Никоновскую летопись — «крупнейший памятник летописания XVI в.».

Значит, прав министр: «Здесь было основано наше государство, которое сегодня зовётся Россией». Но «здесь» — это «там», в Старой Ладоге. Вот почему там (в смысле здесь), если верить Новгородской 1-й летописи младшего извода, находится могила Вещего Олега: «В лето 6430 (922)... Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре. Есть могыла его в Ладозе».

Правда, в «Повести временных лет» сказано, что все вышеописанные события происходили на Днепре, а князь Олег был погребён на горе Щекавице в Киеве: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть?». Тем не менее через пять лет «приехал на то место, где лежали его (коня. — Г.Р.) голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер... и похоронили его на горе, называемой Щекавица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой».

Нет на Щекавице Олеговой могилы. Много могил на этом городском кладбище Киева, но этой нет. И не предвидится, потому что вся гора (ее еще Лысой зовут) застроена. И в Ладоге могилы нет. Есть несколько сопок, которые подозревают. Но копать не хотят. И то: раскопай, а там — пусто...

Зато встала скульптура из бронзы. Олег и Рюрик. Значит, возобновляется спор, «откуда Русская земля стала есть». Значит, жить будет лучше, жить будет веселее!