Среда, 17 июля 2024

Мед не мёд

Чтобы лечиться бесплатно, нужно иметь железное здоровье. Рассуждает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

Как правило, рассказывая о платных услугах в госсистеме здравоохранения, медики указывают, что деньги они берут с пациента: а) если тот желает дополнительного сервиса во время лечения; б) если необходимо срочно пройти какие-либо комиссии; в) если ему не терпится попасть к доктору в обход установленной очереди. Как ни крути, а всё у нас свербит. Врачу-то за свои деньги торопиться некуда.

Но будем откровенны. Что касается первого и второго пунктов, к ним, думаю, ни у кого особых претензий нет. А вот третий вызывает вопросы. Вроде всё по закону: есть территориальная программа госгарантий, в которой чёрным по белому прописаны виды бесплатной медицинской помощи и сроки её оказания. Зачем же тогда в обход?

А затем хотя бы, что моя знакомая только после платного анализа выяснила, что у неё проблемы с онкологией. Конечно, бесплатно она тоже могла бы провериться. Но с направлением ждать своей очереди, как объяснили врачи поликлиники, ей пришлось бы два-три месяца. Были ли у неё эти месяцы?

Платные медицинские услуги в государственных медицинских организациях были узаконены около трёх лет назад. Согласно постановлению Правительства РФ № 1006 «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» прейскурант в больницах и поликлиниках определяют их учредители. Есть мнение, что частичная коммерциализация медицины вызвана тем, что государство не в состоянии взять на себя все расходы, связанные с тратами на систему здравоохранения.

Весьма часто ранее в интервью со мной руководители больниц говорили, что полученные с платных услуг доходы они направляют на зарплаты своим специалистам, на содержание учреждения или на освоение их медиками какой-нибудь высокотехнологичной процедуры. К тому же надо понимать, что и операции по качеству бывают разные. Восстановить переломленную конечность по полису ОМС могут традиционным способом — с помощью металлических винтов и спиц. Но хирурги пострадавшему предложат и более современный метод, при котором особый имплантат спустя время удалять не надо. И в результате реабилитация пройдёт более успешно. Однако если сама по себе операция будет оплачена по полису, то имплантат — пациентом.

Бюджетные медицинские организации имеют право предоставлять платные медицинские услуги: «а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе: установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в стационаре; применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также — за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи; б) при предоставлении медицинских услуг анонимно… г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг». Из Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (версия от 04.10.2012).

 

Впрочем, люди в белых халатах тему навязывания платных медицинских услуг воспринимают, пожалуй, с не меньшим раздражением, чем пациенты — лечение по ценнику. Главных врачей, готовых пообщаться на эту тему, практически не нашлось. В Центральной городской клинической больнице Великого Новгорода ограничились тем, что сообщили: из всего объёма предоставляемых ими платных услуг только 5% составляют услуги, когда человек желает получить консультацию по собственной инициативе.

— А почему вы не хотите написать про благотворительные взносы родителей школам? Да по сравнению с образованием в медицине всё благополучно, — сказал мне главный врач одной маленькой поселковой больницы. — У нас пока коммунизм, но скоро будет капитализм.

И объяснил почему. В результате оптимизации, которую проводит Минздрав РФ, его клиника лишилась коек в стационаре, а вместе с ними и финансирования из бюджета. А если нет денег, начинай думать о сокращении штата. Арифметика проста: раньше у ЦРБ было в подчинении пять стоматологов, обслуживающих население по полису, а теперь их будет двое. Трое, чтобы с ними не прощаться, станут работать на платной основе.

Думается мне, что в новых условиях пациент больше становится клиентом, а медицина — рынком. Хочешь быть здоровым — плати. Наверное, рационально. Но всё же нужно найти баланс между платными услугами и социальными обязательствами. Пока не поздно.