Понедельник, 05 августа 2024

Когда взошло Солнышко

Внук Игоря, сын Святослава, отец Ярослава

Дело было на днях в зале Музея изобразительных искусств. Выбор кафедры не случаен, ведь в сотрудничестве с музеем-заповедником новгородский историк Василий АНДРЕЕВ в этом году выпустил в свет брошюру, посвященную Крестителю Руси. К 1000-летию со дня его кончины.

Когда родился былинный герой — неизвестно. Хоть день смерти знаем. Но не все. Причем в разряд недостаточно информированных по Андрееву угодили даже те, кто принимает решения отмечать те или иные даты.

История с астрономией

Все знают, разница между Юлианским и Григорианским календарями составляет 13 дней. Но это в настоящее время. В X веке она равнялась 6 дням. Поскольку лишний день накапливается 128 лет. Таким образом, князь Владимир умер не 28, а 21 июля 1015 года. По новому стилю.

Василий Федорович напомнил и о другой календарной ошибке, имеющей силу закона.

— Накануне 1150-летия Великого Новгорода были слушания в Госдуме. Кобзон, председатель комитета культуры, сразу взмолился: покороче бы. Ему надо было где-то петь. Тогда встал академик Янин, сказав, что не будет вообще говорить о Новгороде — уважаемые депутаты и сами наслышаны. А вот хронологию они знают плохо. И Валентин Лаврентьевич объяснил, что День национального единства надо отмечать не 4 ноября, а тремя днями ранее. Если кто-то не в курсе, приходите к нам на первый курс — расскажем.

Единству расхождение в днях, будем надеяться, не повредит, а вот касаемо истории...

— Хронология дает возможность связать все в систему. Без нее история — как бухгалтерия без цифр.

Без мемуаров

Так вот, не нашлось на Руси ни одного «бухгалтера», чтобы зафиксировать день и месяц рождения Владимира. Летописцы пошли уже за ним. И просвещению, и книжности — всему этому вольно и невольно поспособствовал великий реформатор.

О чем думал князь? Искал политических выгод? Или всей душой воспринял веру Христову, хранимую Восточной Церковью? Как говорит нам «Повесть временных лет», рассказанная монахами. До официальных пресс-релизов было довольно далеко.

И потом, официальная точка зрения, версия, программа, наука и проч. страдают иногда однобокостью. С каким представлением о крещении мы выходили из школы? Все дружно пошли к Днепру, окунулись и вышли, надев крестики. Не понимая, как могли прежде поклоняться каким-то истуканам.

Не так просто. В Великом Новгороде, крестившемся в 989-м, годом позже Киева, спустя почти столетие случилось сильнейшее возмущение, поднятое так и не перековавшимися язычниками.

На берегах Волхова

А в самом крещении, кроме слова Божиего, принимали участие и меч, и огонь. Неприветливо встретили новгородцы княжьих посланников, прибывших по их душу. Разобрали Великий мост, при этом многочисленные противники крещения укрылись на левом берегу.

Жрец Богомил произносил страстные речи. Лучше самим помереть, чем отдать на поругание богов. Княжий тысяцкий по имени Путята нашел способ переправить на ту сторону небольшой отряд. Этот «спецназ» обезглавил сопротивление, но пал от руки вознегодовавших горожан. Дело закончилось тем, что Добрыня, дядя Владимира, приказал поджечь несколько домов. Новгородцы, испугавшись, бросились их тушить — город-то деревянный. На том боевые действия и закончились.

Что интересно, упрямые язычники в свою очередь успели сжечь церковь Преображения Господня. То есть еще не было крещения, а в церковь христиане уже ходили?

В начале 1950-х годов археологи исследовали место предполагаемого расположения того храма. На раскопе имелись следы большого пожара. Но доказывает ли это правоту так называемой Иоакимовской летописи, из которой и почерпнут эпизод «боевого крещения»?

Летописный детектив

Проблема в том, что летописи как таковой... нет.

— Часть ее текста известна в пересказе историка XVIII столетия Татищева, — рассказывает нам Андреев. — Василий Татищев считал, что летопись написал Иоаким Корсунянин, первый новгородский епископ. По свидетельству историка в 1748 году он получил три сшитые тетради, после чего искал остальное. Вышел на некоего монаха Вениамина, хранившего эти сокровища. Тот пообещал доставить летопись лично, но потом отказал. По смерти Вениамина никакой летописи в его вещах не обнаружилось.

Вот такая детективная история о памятнике, отличавшемся оригинальностью трактовок. С одной стороны, есть сведения в пользу того, что Иоакимовская летопись действительно была, — хотя бы сгоревшая церковь. С другой — язык ее представляет смешение старого с новым. Упоминаются топонимы, получившие распространение гораздо позднее. Например, Торговая сторона, известная с XII века. Есть такие имена, как Избор, явно позаимствованные от названий городов.

Словом, загадал Василий Никитич потомкам загадку.

Академический балет

Ну а Василий Федорович тем временем готовит к публикации другую летопись — Погодинскую. С его слов, она интересна, в частности, рассказом о легендарном посещении славянских земель апостолом Андреем Первозванным.

Вот он поднимается по Днепру, доходит до Киева... Будущего! Ничегошеньки там еще нет. Хотя апостол знает, что будет град велик со множеством церквей. А вот северный град Андрей уже застал. Новгородцы поразили его мытьем в банях. Хлещутся прутьем, от чего становятся аки мертвы. Охолонутся водой, и снова живы.

— Я в свое время предлагал новгородскому мэру Корсунову отпраздновать 2 000 лет. В шутку, конечно. Хотя чего мелочиться, раз в летописи помянуто? Отметил же Киев еще в советское время полторы тысячи лет! Академик Рыбаков, глава советской археологии, опубликовал статью, что, по всем данным, грядет юбилей. «Правда» напечатала, не поспоришь. Прекрасно отметили. Даже с балетом на эту тему в украинском Академическом театре. В каждом историческом городе есть начальство, а у него мечта — хоть немного состарить этот город. Я лично так воспринимаю многие круглые даты.

Киев или Новгород?

Наш историк полагает, что оба.

— По имеющимся у современной науки данным, приоритет по времени возникновения неопределим или разница крайне незначительна. На этой почве чего только не придумают наши пропагандисты. Новгород — родина России. Откуда у страны родина? Она мамонт, человек? А еще Новгород — отец городов русских. Это понятно, раз Киев — мать. Кстати, в неточном переводе с общеизвестного греческого слова «метрополия». Есть мама — должен быть и папа. Как еще городам появиться на свет?

Нынче у мамы с папой капитальный развод. Интересно, знают нынешние украинские школьники, что Владимир был еще и князем новгородским?

Добрый совет дал Добрыня новгородским «делегатам», явившимся в Киев за князем: «Просите Владимира!». Правда, приближенный Святослава доводился братом матери княжича — ключницы-рабыни Малуши.

Родство всегда шло карьере на пользу, тут ничего не попишешь. Но как удачно повернулось! С Владимиром Русь приросла землями и духом.

Он первый начал

В Новгороде юный княжич управлял лет 7—8. Отсюда ушел на Полоцк, желая взять в жены гордую Рогнеду. Жениться в молодые годы Владимир очень любил. Летописец так и вовсе фантастический гарем ему приписывает — 800 наложниц. Перед обращением в христианство. Однако Новгород плюс Полоцк равняется... В общем, удвоенная сила. Политика! И вперед, на Киев. На Ярополка, не отличавшегося братской любовью.

Из-за сводного брата Владимиру доводилось бегать на историческую родину — к варягам. Так что свое желание добыть стольный град он мог оправдывать тем, что не первый это начал — сгонять братьев с их вотчин. Хитростью с помощью киевского воеводы с говорящим именем Блуд выманил Ярополка из крепости. Встретили Ярополка варяжские мечи. Вот так Владимир стал первым на Руси. И оставался им с 980 по 1015 год.

По совпадению закат его власти тоже связан с Новгородом. Владимир умер в ссоре с сыном Ярославом, отказавшимся платить дань.
Варвар, ставший святым, равноапостольным. Владимир Красно Солнышко. Впрочем, и с этим, и с некоторыми другими как бы народными прозвищами не все просто.

— Солнышко взошло в фольклоре где-то в XIII веке, — говорит Василий Андреев. — Кстати, и Ярослав стал Мудрым лет через 200. А князь Александр Ярославич именуется Невским с XV века. До того был Александром Храбрым.

Как предполагает Андреев, скорее всего, будучи в Новгороде, Владимир жил на городище.

— Сколько прошу академика Евгения Носова: ну найдите вы там, на раскопе, хоть что-нибудь! Увы, пока ничего. Но кто знает...

Фото с сайта ahuman.ru